Сколько нужно вложить, и почему именно аптеку выгодно открывать в 2020 году
Многие, кто желает стать предпринимателем и открыть свой бизнес, хотят работать именно с аптекой. Почему? Ответ очень прост: люди ежедневно заходят и покупают себе лекарственные средства, и, независимо от материального состояния и кризисов в стране, спрос на данный товар присутствует всегда.
На успех бизнес-плана по открытию аптеки обычно влияет несколько следующих факторов:
• весомая наценка на препараты;
• стабильный спрос;
• разнообразный ассортимент;
• удобное расположение;
• высокий средний чек;
• хорошее обслуживание.
Опросив предпринимателей, которые занимаются данным бизнесом, можно прийти к выводу, что для старта в этой отрасли вам понадобится около 3,5 миллиона рублей, при хороших прогнозах точку безубыточности можно достичь на 3-й месяц, а окупить свой бизнес – за два года работы.
Аптечный бизнес в деталях
Еще раз напомним, что аптека – это прибыльный бизнес, тем более в последнее время он стал еще актуальнее.
Чаще всего аптечные пункты предлагают покупателям кроме фармацевтических средств и парафармацевтические препараты, такие как лечебные шампуни и средства по уходу за новорожденным, косметические мази и средства личной гигиены.
Если говорить о расположении, то лучшим вариантом является крупный торговый центр либо места близ остановок общественного транспорта. Именно тут собирается много людей, и, хотя инвестиции в таком случае понадобятся большие, однако высокая рентабельность и хороший товарооборот вам обеспечен.
К основным функциям аптеки относятся:
• реализация по рецепту и без лекарственных препаратов и гомеопатии людям и учреждениям здравоохранения;
• реализация фармацевтических препаратов, лекарств личного производства и сопутствующих медизделий;
• расфасовка препаратов для дальнейшей продажи;
• реализация товаров для льготного контингента;
• полная консультация о хранении, приеме и действие, которое оказывает препарат на организм человека;
• оказание первой помощи при необходимости.
Рынок сбыта
Если верить статистическим данным, то за последние 10 лет темп роста индекса физического объема розничной продажи в аптечном бизнесе составляет 8,5%. Можно смело говорить, что темпы довольно хорошие, если учесть тот факт, что в 2015 году наше государство столкнулось с повышением цен на импортные препараты. Но данный фактор совершенно не повлиял на интерес молодых предпринимателей к этому бизнесу.
Если вы решили им заняться, то вам в первую очередь нужно разобраться с целевой аудиторией и узнать больше об эффективных способах продвижения продукции.
Говоря об аудитории, можно выделить следующий сегмент, это женщины преимущественно 28-47 лет, вне зависимости от своего материального положения. Именно они чаще всего отвечают за здоровье своей семьи, особенно если в ней есть дети.
Стоит сказать, что таким женщинам очень нравится, когда в аптеках, кроме лекарств, представлен широкий ассортимент детского питания, препаратов для похудения и косметических средств по уходу за телом. И они чаще всего отдают предпочтение той аптеке, которая гарантирует:
• качество и большую скорость обслуживания;
• добродушную атмосферу.
Маркетинговая стратегия
Итак, реклама – это отличный двигатель торговли, и аптека не будет исключением из этого правила. Не скупитесь и в готовом бизнес-плане аптеки заблаговременно подумайте о:
• рекламе на различных интернет-ресурсах;
• реклама в газетах, на радио, телевидение и в общественном транспорте;
• организации раздачи буклетов с полным перечнем услуг.
При работе над своей рекламной компанией не забывайте учесть несколько очень важных нюансов:
1. Бренд на первом месте. Выбору названия аптеки предстоит выделить особое место, ведь ваши постоянные клиенты будут ориентироваться именно на него, а значит, оно должно быть легким и запоминающимся.
2. Создайте систему лояльности. Для этого отлично подойдут скидочные карты, которые можно выдавать новым клиентам, либо приравнивать покупку к определенному набору бонусов. Последние потом можно потратить в этой же аптеке на какой-либо товар.
3. Следите за ценой. Важно помнить, что в аптечном бизнесе очень много конкурентов, и глупо надеяться, что дело окупится только потому, что вы выбрали отличное место, но при этом ставите цены в разы дороже, чем в других аптеках. Всегда следите за размерами цен своих «товарищей» по бизнесу, разница между вашими цифрами должна составлять +– 4%.
4. Работа с дистрибьюторами. На первое время советуем запастись некой поддержкой от дистрибьюторов, с товарами, которые активно рекламируются на телевиденье, радио и билбордах города, попросите у них принести брошюры или специальные стенды, и тогда их реклама будет играть и вам на руку.
5. Подумайте об открытой выкладке товара, ведь она повышает продажи до 31%.
Поэтапный перечень действий перед открытием аптеки
Еще раз напомним, что основная цель бизнес-плана аптеки состоит в открытии и презентации учреждения, приносящего большую прибыль своему владельцу.
Для того чтобы это получилось, вам необходимо проработать и изучить следующие подготовительные работы:
1. Выбираем помещение. Лучше всего подойдут места, где скапливается большое количество людей, к примеру, торговый центр или гипермаркет. Самым оптимальной локацией считается точка возле продуктового или непосредственно на входе в гипермаркет. Помещение под аптеку должно быть больше 12 квадратных метров, с хорошей вентиляцией, освещением и кондиционированием.
2. Организационно-правовые вопросы. Очень важный момент, ведь если вы хотите заработать деньги, а не проблемы, то вам нужно работать честно и по закону, чтобы избежать наложения штрафа на свою деятельность. Для аптеки можно выбрать как оформление ИП, так и ООО, особой разницы в этом нет. А вот что касается налогообложения, то предпринимателю лучше выбрать УСН. И еще одно, без чего не может существовать и реализовывать препараты аптека – это лицензия. И, пожалуй, впору смело заявить, что из всех вышеперечисленных документов ее получить тяжелее всего. Обычно срок оформления этого акта занимает от 2 до 6 месяцев, поэтому подумайте об этом вопросе заблаговременно. Сам процесс предполагает не только сбор документов, но и некоторые реорганизационные моменты с оснащением, персоналом и прочее. Так, например, чтобы получить лицензию:
• вы должны провести реконструкцию своих квадратных метров, оснастить их мебелью и морозильными камерами;
• представить полный пакет документов об аренде помещения;
• брать на работу провизоров и фармацевтов, со стажем работы не меньше трех лет;
• у вас на руках должно быть разрешение от санитарно-эпидемиологической станции на осуществление этого вида деятельности;
• представить договоры с организациями по уборке и дезинфекции помещения и вывозе твердых бытовых отходов;
• представить акт о регламенте, режиме работы и трудовой договор с сотрудниками.
3. Комплексный. Мы назвали его так потому, что данный этап уже завершает процесс подготовки и состоит из нескольких действий, которые необходимо предпринять:
• заняться подбором персонала;
• поискать поставщиков;
• запустить рекламную кампанию;
• совершить ремонтные работы в помещение, где вы собираетесь открыть аптеку;
• купить необходимую мебель и технику.
Читайте также: Детальный бизнес-план мебельного производства с расчетами
Сотрудники вашей аптеки
Вам нужно помнить, что ваши сотрудники – это и есть непосредственно те, кто приносит вам заработок, поэтому подходить к их выбору нужно ответственно и очень серьезно.
Чаще всего на старте бизнеса будет достаточно трех человек: директора и двух провизоров-фармацевтов. Выбирая сотрудников, вы должны обращать особое внимание на:
• их жизненную позицию;
• коммуникативные навыки;
• доброжелательность;
• честность;
• дисциплинированность.
Если в вашей аптеке подразумевается изготовление каких-либо лекарственных препаратов, то этим должен заниматься только фармацевт, который имеет соответственное образование.
Ваши сотрудники обязаны разбираться в лекарственных препаратах и с легкостью отвечать на все вопросы клиентов. Стоит сказать, что лучшим способом заинтересовать своих сотрудников будет гарантировать им продвижение по карьерной лестнице и повышение заработной платы, в среднем данный показатель должен возрасти на 100% за 3 года работы.
Проанализировав уже действующие аптечные пункты, можно сказать, что на зарплату одному директору и 2 продавцам вам необходимо будет выделять около 80 000 рублей в месяц.
Сколько необходимо собрать денег для старта, и на что они будут потрачены
Мы уже указывали выше, что на старт аптечного бизнеса вам необходимо иметь около 3 миллионов рублей. В эту сумма состоит из следующих составляющих:
• аренда квадратных метров – 100 тысяч рублей;
• ремонтные работы – 150 тысяч рублей;
• оборудование (холодильники, кассовый аппарат, компьютер, мебель, стойки, стеллажи) – 440 тысяч;
• оформление лицензии – 150 тысяч;
• реклама – 50 тысяч рублей;
• курсы для сотрудников – 70 тысяч рублей;
• дополнительные расходы – 50 тысяч рублей.
Самую большую часть данной суммы, а именно около 2 миллионов рублей, составляет закупка медикаментов.
В том случае, если вашу аптеку ежедневно будет посещать около 150 человек, и закупаться в среднем на 370 рублей, то ваш проект имеет все шансы увеличить объем продаж уже в первые два года своего существования. А это значит, что прогноз, который мы писали выше, вполне реалистичен.
Ежемесячные затраты, что это такое, и зачем они нужны вашей аптеке
• пополнение списка лекарственных препаратов, закупка недостающих – 1 180 000 рублей;
• ежемесячная арендная плата – 50 тысяч рублей;
• заработная плата – 80 тысяч рублей;
• рекламные акции – 10 тысяч рублей;
• страховка и удаленная работа бухгалтера – 27 000 рублей.
Зная эти данные и проведя некоторые нехитрые подсчеты, можно смело заявить, что при условии ответственного подхода к организации бизнеса удастся получать чистую прибыль в размере 74 000 рублей.
Также в финансовом отчете нашего бизнес-плана аптеки нужно не забыть указать важные цифры, а именно:
• срок окупаемости – 1 год и 8 месяцев;
• дисконтированный срок окупаемости – 1 год и 10 месяцев;
• дисконтированный доход (чистый) – около 400 тысяч рублей;
• индекс прибыльности – 1,36;
• рентабельность – 18%.
Мы еще раз повторяем, что аптека – это прибыльный и интересный бизнес, однако в нем, как и во многих других делах, есть свои возможные риски, на которые стоит обращать внимание:
• большая конкуренция;
• контроль со стороны государства, изменение норм и законов, регулирующих реализацию данных товаров;
• изменения курса валют, который напрямую влияет на цены импортных препаратов;
• маленький стартовый капитал.
Также не стоит забывать о халатности и недобросовестности сотрудников, обмане со стороны поставщиков. Все эти факторы немаловажно влияют на работу вашего предприятия и могут привести к непоправимым последствиям.
Именно поэтому многие специалисты в аптечном бизнесе советуют перед открытием внимательно изучить законодательные акты, которые касаются этого вопроса, и проконсультироваться с фармацевтами.