Является ли этот бизнес все еще актуальным
На данный момент на рынке услуг такси работают в основном два формата компаний:
• компании с полной инфраструктурой и наличием таксопарка;
• интерактивная служба такси.
Чтобы оценить уровень актуальности, необходимо проследить динамику спроса на эти услуги. А статистика неумолимо подтверждает, что несмотря, что в этом рынке присутствуют крупнее игроки, на эти услуги есть постоянный спрос. И что важно, с каждым годом спрос только возрастает. Это один из главных показателей, что правильно организованная компания сможет быстро окупить свои вложения и иметь дальнейшие перспективы для своего развития.
Анализ также показывает, что услугами такси пользуются не только люди с высоким и средним достатком, но граждане с более низкими доходами. Это в первую очередь связано достаточно высокими ценами на общественный транспорт. Дополнительным плюсом будет то, что начинать этот бизнес можно без привлечения значительных инвестиций. Вы можете начать без приобретения автомобильного парка, достаточно начать работу с программы найма водителей с личным автотранспортом. Тем более что это также снизит затраты на содержания инфраструктуры. Такси как инструмент современной жизни всегда будет оставаться актуальным видом транспорта.
Открытие службы такси с нуля: готовый бизнес-план и советы
Особенности бизнеса и форма услуг
Эта сфера услуг может быть представлена сервисными компаниями с разной формой организации бизнеса. В рамках этой статьи будет представлены примеры основных бизнес-проектов:
1. Компания как посредник между водителями такси и клиентами без личного таксопарка. Так, компания-медиатор оформляет деловые отношения с владельцами личного автотранспорта. В качестве контрагентов могут выступать таксопарки и компании-агрегаторы. Организовывая координацию между участниками этого процесса (такси + потребитель), вполне реально получать часть прибыли в виде определенного процента.
2. Если вы готовы создавать собственный автопарк, вам удастся также сократить расходы. Для этого достаточно будет сотрудничество с другими партнерами, имеющие диспетчерские службы. Ваша компания сможет заключить договор на предоставление автотранспорт вашему контрагенту для использования как такси. Доход компании – это оплата за аренду вашего автотранспорта.
3. Создание полноценной службы такси с полной инфраструктурой (парк автомобилей + технические и диспетчерская службы). Это более прибыльный бизнес, но для него будут необходимы значительные первоначальные вложения.
4. Гибридный вариант компании (собственный автопарк + автомобили в собственности автовладельцев). Этот вариант более гибкий для начала бизнеса. Вы сможете регулировать уровень загрузки автотранспорта и направлять часть прибыли на расширение своего гаража.
Читайте также: Бизнес-план по открытию юридической фирмы
Выбрать приемлемый для вас вариант и форму бизнеса можно исходя:
• из собственных инвестиционных возможностей;
• характеристики региона;
• конкурентной нагрузки.
Прейскурант возможных сервисных услуг такси:
• обслуживание пассажиров в городской зоне;
• сервис для пассажиров в загородной зоне;
• услуги по провозке домашних животных;
• услуги по перевозке грузов в границах установленной территории;
• курьерский сервис;
• встреча и доставка пассажиров в аэропортах, автовокзалах и железнодорожных станциях;
• сервис «трезвого водителя»;
• выполнение экскурсионных программ;
• специально оборудованные автомобили для перевозки клиентов с маленькими детьми;
• сервис предварительных заказов автомобилей такси;
• сервисные услуги службы операторов по консультациям клиентов.
Это обзорный вариант предполагаемых услуг. Для каждого варианта бизнеса они могут быть свои. Здесь важно понимать, что каждый проект абсолютно индивидуален.
Вам необходимо составить свой перечень сервисного направления с учетом ваших особенностей:
• анализ рынка услуг такси в вашем регионе;
• характеристика региона;
• существующие тарифы для данного региона;
• уровень конкурентной нагрузки и других обстоятельств.
Основной алгоритм работы сервисных услуг такси: бизнес-план
1. Обработка заказа от клиента диспетчерской службой.
2. Вызов диспетчерской службы такси для согласования отработки заказа.
3. Установление водителя и его подтверждение ближайшей возможности для исполнения заказа.
4. Отработка выполнения заказа.
5. Получение денег от клиента.
6. Регистрация диспетчером выполнение заказа.
Важно запомнить, что диспетчер должен как можно больше получать полезной информации:
• от заказчиков при получении заказа;
• от водителей при выполнении заказа;
• от заказчиков после выполнения заказов.
Это позволит проводить аналитический анализ с целью постоянного мониторинга качества работы компании на основании обратной связи. Хорошо иметь свой сайт компании с формой живого общения в формате 24 часа в сутки и семь дней в неделю.
Анализируем рынок услуг такси в определенном сегменте
Чтобы понять всю важность данного направления в бизнесе, достаточно проследить динамику роста российского рынка за несколько последних лет. Сразу отметим, что это один из самых конкурентных и загруженных сегментов рынка услуг. Капиталоемкость сегмента:
• 2015 год – 110 млрд. руб.;
• 2016 год – 340 млрд. руб.;
• 2017 год – 730 млрд. руб.
Исходя из данных параметров, можно уверенно предполагать, что в 2020 году цифра будет близка к триллиону рублей или даже превышать этот порог. Развитие IT-технологий в этом процессе занимает доминирующее положение. Экспертное сообщество подтверждает это своими прогнозами. По их данным, в самое ближайшее время на долю заказов через сервисные порталы Интернета будет приходить более 80-85% от всех заказов.
Делаем на этом основании важный вывод. В проект необходимо включать самые передовые интернет-технологии и инструменты. Это точно подтверждает и современная реальность. Так, крупные компании-агрегаторы занимают крупные сегменты этого рынка в зонах максимального интегрирования сетевого пространства (в пятидесяти городах Российской Федерации):
• Яндекс.Такси – 30%;
• Uber – 18%;
• Gett – 14%.
В Московском регионе на их долю приходится 2/3 от всех заказов.
Высшим пилотажем для вашей компании станет разработка и предоставление для ваших клиентов собственное мобильное приложение и возможность заказа такси в удобное для него время.
Не стоит пугаться этих крупных компаний и указанных агрегаторов. Рынок настолько динамично развивается, что для определенных регионов и особых условий, даже при высокой конкуренции, можно создать успешный бизнес.
Аналитический портрет вашего заказчика
• общий возрастной диапазон от 17 до 70 лет;
• максимальная частота заказов от возрастной группы в диапазоне 25-45 лет;
• необходимо иметь автомобили различного класса.
Главная задача – максимальный охват рынка в вашем регионе.
Конкурентные преимущества
Чтобы иметь возможности для сопротивления конкуренции, необходимо разрабатывать систему преодоления:
• изучить сильные и слабые стороны конкурентов;
• анализировать оценки услуг клиентами;
• нарабатывать свой собственный стиль (бренд);
• работать на опережение соперников;
• вкладывать средства в маркетинг и рекламу;
• иметь гибкую ценовую программу (предлагать клиентам постоянный сервис по дисконтным картам) и другие бонусы;
• оказывать особое внимание кадровой программе – внимательность и вежливость персонала, гибкий поход к каждому клиенту.
Рассчитываем техническую конфигурацию компании
В зависимости от выбранного формата компании, необходимо предусмотреть приобретение:
• автомобилей;
• технического оборудования для обслуживания автопарка;
• оборудование для связи с водителями и персоналом;
• технические средства контроля;
• платежные терминалы и таксометры, и другие средства.
Кроме того, потребуется небольшое помещение.
Вы можете спланировать конфигурацию компании исходя из ваших материальных и финансовых возможностей. Так, используя в конфигурации мобильных телефонов с программным обеспечением, можно значительно снизить затраты на первом этапе развитии бизнеса.
Кроме этого, необходима компьютерная техника для диспетчерской и административной службы, мебель, специальное оборудование (символика такси) для автомобилей.
Подбор персонала
Это одно из самых важных задач в этом бизнесе, так как сервисные услуги – это в первую очередь общение, общение и еще раз общение и, конечно, высокий профессионализм.
Диспетчерский персонал. Неотъемлемыми составляющими являются образованность, внимательность, вежливость, терпение и выдержка. Важен тембр голоса и уровень речи. Риторика должна располагать на то, чтобы клиент имел желание обратиться в вашу компанию еще не один раз. Следует учитывать, что клиенты могут быть различного возраста и состояния здоровья. Операторам приходится обрабатывать много информации за единицу времени. Необходимо иметь хорошую память, собранность и высокую концентрацию внимания. Желательно иметь операторов со знанием иностранных языков.
Водители. Профессионализм – не менее трех лет практического водительского стажа. Немаловажно выстраивание грамотной логистики по движению, внимательность, отсутствие вредных привычек, чистоплотность, хорошее здоровье, приятный внешний вид, коммуникабельность, хорошая ориентация в границах обслуживаемой территории. Желательно иметь водителей со знанием иностранных языков.
Управленческий персонал. Иметь управленческий опыт необходимо. И здесь профильное образование обязательно. Управление предприятием, финансами и персоналом подразумевает коммуникабельность, внимательность, хороший уровень корпоративной культуры.
Требования к автомобильному транспорту
Оказание услуг по перевозке людей требует строгого соблюдения правил и требований к техническим средствам на основании существующего российского законодательства:
• соблюдение регламентов прохождения технических осмотров и технической диагностики не реже одного раза в шесть месяцев;
• автомобиль должен отвечать всем требованиям технического состояния;
• документы, разрешающие перевозку пассажиров;
• наличие детского кресла, таксометра и специального оборудования и символики для такси.
Регламент работы компании
Сервисные услуги востребованы 24 часа в сутки. Поэтому необходимо разработать реальный регламент, куда входят смены для работы персонала. Необходимо учитывать смены водителей и операторов. Персонал должен успевать отдохнуть и восстановиться для работы в свою смену. На этом категорически нельзя экономить. Водители должны иметь полноценный отдых. Это безопасность и жизнь пассажиров и других участников дорожного движения.
Компанию необходимо зарегистрировать как Общество с ограниченной ответственностью с установкой на учет в Пенсионном фонде. Получить лицензию и оформить необходимую документацию для этого вида деятельности.