Для неопытных бухгалтеров может встать вопрос: где в балансе отразить вклады в уставный капитал, и что это – актив или пассив? Ведь это одна из первых проводок при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия. Такие операции первоначально фиксируются в главной книге, и нужно правильно указать счета, чтобы затем все сошлось в бухгалтерской отчетности.
Что такое уставный капитал и баланс
Для того чтобы начать хозяйственную деятельность, любой организации необходимы первоначальные источники финансирования, то есть материальные или нематериальные средства. Поэтому участников обществ обязали формировать уставный капитал. Согласно законодательным нормам, есть возможность вносить свой вклад в предприятие, как деньгами, так и любым имуществом или передавать право на его эксплуатацию. Но все это передается во временное пользование, как бы в долг, так как при выходе из общества полностью внесенный вклад возвращается участнику согласно установленным правилам, которые закреплены в уставах предприятия.
Поэтому в первом документе бухгалтерской отчетности предприятие обобщенно показывает в денежном эквиваленте, какие у него имеются активы, а также собственный капитал и обязательства. Само слово баланс в переводе с французского обозначает «весы», поэтому здесь применяется принцип двойной записи. Это компактная сводная таблица, в которой есть две стороны, и между ними обязательно должно соблюдаться равновесие или, выражаясь математическим языком, равенство. Если итоговая цифра левой стороны баланса не равна итоговой цифре правой стороны, значит, в активном или пассивном счете есть ошибка в проводках и ее нужно устранить.
Читайте также: Чем отличается друг от друга ПАО от АО
Так как в балансе отражаются все объекты, но с двух разных сторон, то:
1. Актив показывает, какие имеются средства у предприятия. Здесь фиксируется денежный эквивалент зданий, производственных сооружений, запасов материалов, готового товара, все виды транспорта, деньги на расчетных счетах и в кассе. А также суммы задолженности контрагентов.
2. Пассив показывает, от кого пришли эти средства. То есть различные обязательства перед банком за кредиты, задолженность за полученные без оплаты услуги или товар, долги предприятия перед учредителями. А также в правой стороне баланса отражают неуплаченные налоги, считающиеся задолженностью перед бюджетом.
Правильный баланс обеспечивается за счет того, что любая операция проходит фиксацию на двух счетах либо в его дебете или по кредиту.
Уставный капитал и балансовый отчет
Законодательством Российской Федерации установлено, что вклады участников общества в уставный капитал могут вноситься частями. А именно: большая доля до регистрации организации, а остальная в течение года со дня внесения юридического лица в ЕГРЮЛ. Если по истечении этого срока он будет меньше записанного в Уставе, то тогда нужно будет подавать форму Р13001, где указывается данный факт, либо ликвидировать общество, когда имеющийся уставный капитал меньше минимального размера.
В балансовом отчете факт неполного внесения вкладов отражается в АКТИВЕ, в строке 1230 как текущая задолженность участников общества. А в правой стороне документа под названием «ПАССИВ», там, где находится строка 1310 «Уставный капитал», отражается сумма, которая зафиксирована в уставе организации.
Вступительный баланс
Читайте также: Каким может быть размер уставного капитала акционерного общества
В активе нужно отразить вклады, которые были уже внесены участниками в уставный капитал, а также сумму задолженности, если они вносились частями. В пассиве должна стоять сумма, обозначенная в учредительных документах, но не меньше чем 10 тыс. руб. для ООО и других непубличных АО. Для публичных обществ минимум для уставного капитала обозначен на уровне 100 тыс. руб.
Также руководитель обязан издать приказ, регламентирующий учетную политику юридического лица. Согласно данному документу, можно будет зафиксировать в бухгалтерских проводках внесенные вклады в уставный капитал.
Любой взнос в уставный капитал, который был передан в виде имущества или иных прав, должен быть оценен в денежном эквиваленте, а его стоимость утверждена решением собрания. После составляется акт приема-передачи, и на основании этого делается бухгалтерская проводка по соответствующим счетам. То есть должны быть первичные документы.
Читайте также: Как заполнить форму 13001 при увеличении уставного капитала
Увеличивать уставный капитал можно только после внесения всей суммы взносов, которая указана в уставных документах предприятия.