Каким бывает бизнес на зоотоварах
Самый скромный зоомагазин открыть достаточно просто, если ограничить ассортимент только кормами, домиками и клетками, игрушками и ошейниками. Удобное место для него найдется в ближайшем торговом центре, где есть активный поток покупателей. Необходимо оценить конкурентов в ближайшей доступности и предложить что-то такое, чего у них нет, например, питание для животных-диабетиков.
Магазин покрупнее сможет предложить расширенный ассортимент:
- корма;
- ветеринарные лекарства;
- средства по уходу;
- клетки, аквариумы, домики, террариумы, лотки;
- переноски, шлейки, ошейники;
- рыбки, мелкие животные, птицы.
Чем больше объем первоначальных вложений, тем дольше срок окупаемости предприятия. Типовой бизнес-план зоомагазин предполагает затраты в пределах полутора или двух миллионов рублей при рентабельности 30% и окупаемости в течение 3-4 лет. В больших городах конкуренция в этом виде бизнеса довольно высока. Плюс такого решения – в отсутствии сезонности. Если удастся занять удобную точку, где много посетителей, найти умелых продавцов и наладить контакты с поставщиками качественных товаров, то можно надеяться быстрее вернуть свои вложения.
Облегчить все организационные вопросы при открытии нового зоомагазина может франшиза – вы получите готовый бизнес. Если принято решение присоединиться к уже существующей и развивающейся сети, то не потребуется тратить время на составление документов. Компания-франчайзер осуществляет правовую поддержку, помогает с рекламными материалами, обеспечивает инсайдерской информацией. Однако по договору надо будет не только оплатить франшизу, но и выплачивать роялти по графику.
Рассмотрим бизнес-план с вложением 1 600 000 рублей. Выйти «в ноль» запланировано через полгода. Если все рассчитано верно, то стартовые вложения окупятся через 18 месяцев, прибыль нарастающим итогом покроет расходы. Самое сложное, если в зоомагазине торгуют животными – пакет документов больше, есть ограничения по минимальной занимаемой площади, квалификации персонала, выбору товаров. Нужно будет получить специальную лицензию.
Описание рынка сбыта
Разработка бизнес-плана для зоомагазина широкого профиля, где есть корма, средства по уходу и животные, включает определение целевой аудитории. Согласно опыту работы существующих торговых сетей зоотоваров, ориентироваться придется на:
- пенсионеров – они подкармливают дворовых собак и кошек, забирают животных домой, разводят рыбок;
- люди среднего возраста, покупающие хомяков, крыс, котят или щенков для детей, также иногда держат рыбок и птиц;
- любители и знатоки, предпочитающие экзотических представителей фауны.
Разовые покупки делают те, кто решил приобрести животное. Регулярно посещают зоомагазин люди, приходящие за кормами и наполнителями, реже – за лекарствами. Поводки, ошейники, подстилки приобретаются периодически. Наибольшее количество посещений приходится на тех, кто хочет купить корм.
Различаются по объему и характеру покупок посетители, живущие рядом, обратившиеся по рекомендации друзей и специально приехавшие за редким товаром. Привлечь покупателей помогут акции, скидки, праздники и вирусная реклама в Интернете.
Выбор и оборудование помещения
Успех предприятия очень сильно зависит от того, насколько правильно выбрано место для магазина. Удобнее размещаться в цокольном этаже, в жилых домах – на первом этаже, отданном под магазины, или в полуподвале. Часть посетителей придет из дома, в котором разместится магазин. Эта категория покупателей ориентируется чаще всего на доступные цены.
Размеры помещения могут быть от 80 м2, при торговле животными площадь увеличивается – не менее 100 м2. Необходимо, чтобы поблизости была площадка для выгула животных, которые в этом нуждаются. Даже при наличии подстилки и лотка в клетках, собаки кошки для поддержания здоровья должны гулять и активно двигаться.
Читайте также: Как открыть свой тепличный комплекс с нуля
Помещение под зоомагазин можно купить или арендовать. Цены зависят от региональных условий, например, в столице аренда обойдется в 60 000 — 100 000 рублей в месяц. В большинстве случаев помещения требуют ремонта, который может стоить до 150 000 рублей. Отдельно придется заниматься устройством вентиляции, однако это дорогое вложение – до 200 000 рублей.
При подборе помещения и организации ремонта стоит ознакомиться с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». При несоблюдении этих требований жильцы дома, где разместился магазин, могут требовать его закрытия. Если зоомагазин открывается в отдельно стоящем торговом центре или небольшом здании, то необходимо обеспечить соответствие СанПиН 2.2.1/2.1.1 Л278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению общественных и жилых зданий», СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», СанПиН 2.1.4.1074-01, а также СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96. Последняя норма говорит о том, что шуметь в магазине не стоит.
Торговое оборудование и меблировка
Мебель и оборудование для торгового зала и подсобных помещений допускается приобретать с рук. Нужны будут два комплекта мебели. Для зала:
- стеллажи;
- стол, где покупатель сможет переложить покупки;
- компьютер и кассовый аппарат;
- витрины;
- касса и весы для проверки покупки и торговли товаром на развес.
Некоторые производители товаров рассчитывают на бесплатную рекламу, проводимую зоомагазином. Можно договориться и установить в торговом зале специальные рекламные стойки, но супервайзер от фабрики станет следить за тем, чтобы на стойках были только соответствующие товары этого производителя.
Продажи и маркетинг
Рекламу нового зоомагазина начинают за 2-3 недели до открытия. Сейчас, в отличие от нулевых, основной площадкой для представления потенциальным покупателям стал Интернет и соцсети. Будет очень удобно, если одновременно откроется хотя бы одностраничный сайт этого зоомагазина.
В день накануне открытия – и первое время после – стоит организовать распространение рекламных листовок и промоматериалов. Нужно заранее просканировать места постоянного скопления людей, основные маршруты движения в районе и отметить точки, привлекающие много посетителей. Яркая, привлекательная вывеска поможет сориентироваться покупателям. Стоит объявить о накопительных скидках, существовании клуба-покупателей, программе лояльности.
Кроме этих краткосрочных мер, рационально будет разместить бренд на щите или на машине, которая станет ездить по району и привлекать любопытных или нуждающихся в зоотоварах. Все это должно обеспечить приток посетителей в магазин, о котором еще неделю назад никто не знал.
Поиск поставщиков
Поиск надежных постоянных поставщиков – одна из ключевых задач при открытии зоомагазина. Можно обратиться к производителям напрямую, официальным дилерам крупных компаний («Вискас», «Педигри», «Китикет» и другие). В зависимости от категории товара, искать удобный канал для снабжения впору на рынке или в оптовой фирме.
С первых шагов необходимо зарекомендовать себя как хороший, ответственный партнер, тогда можно будет рассчитывать на рассрочку платежа, более привлекательный процент, привилегию первыми узнавать о появлении новых товаров. С другой стороны, при закупках надо тщательно контролировать целостность упаковки, актуальность сроков годности. Требуйте сертификаты на продукцию и храните у себя копии.
План производства
После того как фирма зарегистрирована, можно подписывать договор аренды на помещение под зоомагазин. Затем получается санитарно-эпидемиологическое заключение, разрешение в МЧС от пожарной службы. Потом можно заплатить пошлину и перейти к найму сотрудников. У всех работников должны быть соответствующие дипломы, сертификаты и разрешения. Очень много ветеринарных сопроводительных документов получаются в ветеринарной инспекции – на это надо отдельно выделить время.
Наем персонала
Когда помещение найдено и отремонтировано, мебель расставлена, а товар завезен на склад, к работе должны приступить сотрудники зоомагазина. При выборе кандидатов стоит опираться на наличие диплома и соответствующего опыта. Объявления о найме размещаются заранее, за одну-две недели до открытия магазина.
Большинство ищет вакансии на сайтах работодателей в Интернете. Помимо продавца, в зоомагазин потребуется бухгалтер, уборщица. Если в ассортименте есть медикаменты, то продавцы должны иметь квалификацию фармацевтов и соответствующий сертификат. Одно из основных требований – наличие профильного ветеринарного диплома (не обязательно высшее учебное заведение, подойдет и колледж). На начальном этапе стоит брать опытных сотрудников, которые уже работали в зоомагазине от 3-х лет. В ходе работы возможна организация тренингов и обучающих курсов для персонала.
Уборщица в зоомагазине – очень важный человек, так как, помимо чистоты в зале, ей придется следить и за санитарным состоянием клеток. Чаще всего ей же доверяют уход за животными. Для экономии уборщицу допустимо нанимать на неполный день с соответствующим вознаграждением (на полставки).
Бухгалтер в зоомагазине должен быть свой и постоянный, но ему вовсе не обязательно проводить все свое время в подсобке. Хороший специалист может работать удаленно из дома, что тоже позволяет платить ему не полную ставку.
Финансовый план зоомагазина
Подробный бизнес-план открытия зоомагазина включает затраты на все этапы организации бизнеса и содержит прогнозы доходности на момент достижения самоокупаемости. Самые большие вложения идут еще до начала торговли.
- Аренда помещения (100 000 руб.).
- Ремонт (150 000 руб.).
- Оборудование вентиляции (200 000 руб.).
- Покупка оборудования и мебели (150 000 руб.).
- Оборудование системы видеонаблюдения (50 000 руб.).
- Регистрация предприятия в госорганах (15 000 руб.).
- Наружная реклама (50 000 руб.).
- Реклама.
- Промоакции (20 000 руб.).
- Создание сайта магазина и его продвижение (140 000 руб.).
В дальнейшем надо будет выплачивать заработную плату сотрудникам (около 80 000 руб.), ежемесячная аренда (40 000 руб.), закупка товара (300 000 руб.), иные расходы (45 000 руб.). Итоговые траты достигают 1 350 000 руб. Рассмотренные суммы при разумном подходе можно несколько урезать.
Каковы риски
Основные сложности при открытии зоомагазина связаны с торговлей фармацевтическими средствами. Для этого требуется разрешение, а на складе придется более тщательно следить за условиями и сроками хранения препаратов. Если в магазине продаются животные, уход за ними потребует времени и затрат на корм и наполнители.
Если при оформлении документов вкралась ошибка, Россельхознадзор может отказать в выдаче документов. В частности, в договоре должны быть подробно описаны условия сотрудничества с поставщиками и придется их неукоснительно соблюдать. Документы и разрешение на ведение бизнеса будут многократно проверяться, поэтому их необходимо содержать в порядке и понимать смысл каждого документа.