Чтобы начать свой бизнес, в соответствии с законом, будущему ИП необходимо представить в ИНФС по месту регистрации своей частной деятельности или практики такой пакет документов:
- оригинал и копию документа, удостоверяющего личность – паспорт;
- оригинал и копию идентификационного кода налогоплательщика;
- написанное в соответствующей форме заявление о государственной регистрации ИП;
- написанное в соответствующей форме заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН);
- квитанцию после оплаты государственной пошлины.
Проверяться документы, и оформляться свидетельство будут в течение 5 рабочих дней. Потом необходимо зарегистрировать индивидуального предпринимателя в ПФР и Федеральном Фонде обязательного медицинского страхования.
Регистрация ИП 2020 года в качестве работодателя, который планирует нанимать по трудовому договору сотрудников, обуславливает двойной процесс:
- Оформление индивидуального предпринимателя как налогоплательщика – ФОМС, ПФР, ФСС и Росстат.
- Оформление ИП как работодателя потому, что в таком случае предприниматель будет платить обязательные платежи не только за себя, но и за сотрудников.
Согласно установленному законодательству, в течение 10 дней после заключения гражданско-правового договора с сотрудниками, ИП обязан встать на учет в качестве работодателя. Оформиться же в ПФР как предоставляющий работу, предприниматель должен в течение месяца со дня заключения трудового договора с наемными работниками.
В противном случае отсутствие регистрации при соответствующей деятельности карается материальными взысканиями от 5 000 до 10 000 руб. за каждый из фондов, где работодатель не встал на учет.
При этом абсолютно не важно, по какому из договоров на вас работает сотрудник – трудовой или подряда (гражданско-правовой).
Достаточно представить регистрационные документы один раз, при найме первого человека, а уже все последующие в данной процедуре не нуждаются.
Если же вы уволите потом всех своих работников, придется либо сниматься с учета, либо ежеквартально продолжать оформлять соответствующие отчеты в фонды. Ранее выпущенную электронную подпись необходимо перезапускать после регистрации в ПФР и ФОМС как работодателя.
Оформление в ПФР
К этому заявлению прикладываются заверенные копии таких документов:
- свидетельство госрегистрации как ИП – ОГРНИП;
- свидетельство становления на учет в налоговой – ИНН;
- лицензия на ведение конкретного типа деятельности – при наличии;
- паспорт или другое удостоверение личности;
- заключенный с сотрудником договор – только при найме первого работника, а потом не нужно.
Территориальный орган ПФР за три дня оформит вас. Потом по фактическому месту прописки придет уведомление о том, что регистрация прошла успешно. В документе будет указан ваш номер ИП как работодателя, с помощью которого вы будете уплачивать соответствующие обязательные взносы.
За нарушение сроков подачи пакета документов применяется материальное взыскание в размере 5 000 руб. Если нарушение продолжалось более 90 календарных дней, штраф увеличивается до 10 000 руб.
Читайте также: Можно ли по временной регистрации открыть ИП
Оформление в ФОМС
В Фонде обязательного медицинского страхования наниматель также обязан повторно зарегистрироваться. Но происходит это без участия предпринимателя, потому что после оформления в ПФР, документы подаются в ФОМС и все происходит почти автоматически. Процедура проводится на основании сведений поданных вами в предыдущий фонд.
Оформление в ФСС
Регистрация должна проходить в территориальном органе ФСС по месту жительства ИП, но по двум типам ОСС (обязательное социальное страхование):
- ОСС при временной нетрудоспособности из-за материнства.
- ООС при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях связанных с деятельностью сотрудника.
Встать на учет необходимо тоже в течение 30 календарных дней после заключения договора, если в нем есть пункты о выплате страховых взносов. Заявление подается в территориальное отделение ФСС по месту жительства на одной из форм:
- Из приложения № 2 Административного регламента, утвержденного Приказом МТР № 574 – при оформлении трудового договора.
- Из приложения № 2 Административного регламента утвержденного Приказом МТР № 575 – при оформлении гражданско-правового договора.
Если же в любом из договоров нет пункта о страховой компенсации, в ФСС не нужно оформляться.
К заявлению прикрепляются копии таких документов:
- ОГРНИП;
- ИНН;
- трудовая книжка первого работника;
- справка из финансового учреждения об открытии счета;
- паспорт ИП.
Оформляется постановка на учет в течение 3-х рабочих дней. Уведомление приходит после регистрации с номером для оплаты соответствующего обязательного платежа. Штрафы за просроченные сроки подачи документов точно такие же как и в случае с ПФР.
Если вы оформляете во внебюджетном фонде, то можете быть оштрафованы на 500 или 1 000 руб.
Если вы снялись с учета, а потом повторно нанимаете сотрудников, оформляться придется по новой.
В данный момент правительством проходит рассмотрение некоторых форм и сроков подачи документов при постановке на учет ИП работодателей в ФСС, ПФР и ФОМС. Потому следите внимательно за переменами в этой сфере. Возможно, дело усложниться или упроститься. Но в любом случае сейчас регистрация обязательна и происходит по вышеописанным схемам. За игнорирование полагается немаленькое материальное взыскание, которое с продолжительностью пропущенного времени лишь возрастает.
Важно: как сообщают региональные отделения, с нынешнего года Пенсионный фонд оформляет лишь граждан, по собственной воле вступивших в правоотношения с другим физическим или юридическим лицом по обязательному пенсионному страхованию. В том же числе и уплата обязательных взносов страхового характера на накопительную пенсию. То есть ПФР не ставит самостоятельно нанимателей на учет, а делает это на основании данных, полученных из налоговой инспекции.