Основная идея бизнес-плана – выпечка продукции по оригинальным рецептам и совмещение торгового зала с небольшой чайной, где можно провести 5 минут и в комфортной атмосфере выпить чашку чая со свежей булкой. Рынок сбыта увеличивается благодаря мелкооптовым поставкам продукции в другие розничные сети города.
Описание бизнес-идеи
Основа продвижения товара на рынке – хлеб, выпеченный без использования искусственных добавок, ориентированный на тех, кто следит за своим здоровьем и выбирает экологические продукты. Оригинальные рецепты, позиционирующиеся на принципах здорового питания, – базовая основа продвижения рекламной кампании. Она должна быть спланирована еще до открытия хлебопекарни. На этапе разработки важно найти правильное место для размещения торговой точки. Его основные характеристики – высокая проходимость посетителей и по возможности отсутствие конкурирующих точек торговли с аналогичным товаром.
Ассортимент хлебопекарни предлагает обычный хлеб – для домашнего питания, стандартные рецептуры для любителей элитных вариантов, круассаны, булочки, выпечку для тех, кто решил быстро перекусить. Каждый вид продукции представлен 3 наименованиями, чтобы у покупателя был выбор, но производителю не требовалось устанавливать дополнительное оборудование.
По расчетам средний чек будет составлять 100-150 рублей, а количество покупателей в день – до 1000 человек. В течение первых трех месяцев после открытия хлебопекарни реально выйти на полную производственную мощность. В это время важно максимально охватить точки питания в других районах города, куда можно будет осуществлять мелкооптовые поставки свежего хлеба и булок.
Даже при снижении покупательской способности населения, в целом спрос на хлеб остается стабильным и не колеблется так сильно, как на импортную продукцию или элитные продукты. Крупные хлебозаводы ориентированы на выпуск продукции иного вида и качества, поэтому конкуренции с ними не возникает. Бизнес-план хлебопекарни ориентирован на предложение высококачественной продукции по оригинальным рецептам, что позволяет проводить успешную рекламную кампанию.
Выбор помещения
Хлебопекарня может быть расположена на первом этаже жилого дома или в крупном торговом центре. Важно заранее уточнить наличие необходимых коммуникаций:
- водоснабжение и водоотведение;
- система вентиляции;
- санитарно-эпидемиологическое состояние;
- канализация;
- энергоснабжение (для хлебопекарни недостаточно 220 В, необходимо 320 В).
Бизнес-план ориентирован на площадь помещения не менее 100 м2, что означает арендную плату 80 000 – 100 000 рублей при открытии, а далее – 60 000 рублей в месяц. Если в помещении не требуется серьезный ремонт, косметический придется провести. Затраты могут составить около 150 000 рублей (покраска стен, натяжной потолок, освещение, зонирование помещения). Необходимо выделить рабочую зону, производственную, склад готовой продукции и сырья, подсобное помещение и комнату отдыха для работников и торговый зал для клиентов.
Определение целевой аудитории
Хлебопекарня предлагает продукт, который употребляют без дополнительного приготовления, часто сразу после покупки. Она ориентирована, прежде всего, на жителей прилегающих домов. Им удобно, что свежий хлеб можно купить в любой момент, и никуда не надо ехать. Продукция продвигается как натуральная, полезная для здоровья, экологичная. Ее целевой клиент – человек, который следит за здоровьем, семьи с детьми, а также те, кто следит за своей фигурой.
Для этих людей качество хлеба и выпечки стоит на первом месте. Важно соблюдать рецептуру, использовать только качественные продукты и контролировать технологические процессы. Запах подгоревшего хлеба может лишить пекарню 30% посетителей. Окно в цех, позволяющее наблюдать процесс приготовления хлеба, наоборот, будет привлекать посетителей. Это особенно актуально для семей с детьми. Таким образом, они смогут задержаться в торговом зале, а продление времени приводит к увеличению суммы чека.
Вторая часть посетителей – те, кто узнал о пекарне из рекламы и специально приехал, чтобы попробовать новый продукт. Их можно привлечь путем раздачи листовок и размещения рекламы в Интернете. Для таких посетителей необходимо, чтобы в разумной близости от хлебопекарни нашлось место для парковки автомобиля, а подходы со стороны общественного транспорта были удобными.
Приобретение оборудования и оснащения
Для того чтобы открыть хлебопекарню, надо приобрести оборудование и мебель. Для непосредственно выпечки хлеба и других товаров потребуется специальное оборудование, которое выгодно покупать под ключ – в виде готового комплекта. Существует несколько видов такого оснащения, выберем вариант с производительностью 50 кг готовой продукции в час. Это позволит также не только торговать в центральной точке, но и отправлять товар с несколько небольших отделений. Затраты на оборудование составят 350 000 рублей.
В состав комплекта будет входить:
- пекарская печь;
- расстойный шкаф для теста;
- мукопросеиватель;
- тестомес;
- вентиляционный зонт;
- моечная ванна для посуды;
- кондитерский стол;
- рабочий стол;
- весы;
- подовый лист;
- стеллаж для готовой продукции;
- хлебная форма.
В зале понадобится установить прилавок, кассу, застекленные стеллажи для выкладки готовой продукции, один-два столика для тех, кто хочет сразу попробовать приобретенный хлеб или круассан.
Подбор персонала
Успех работы хлебопекарни во многом зависит от компетенции набранного персонала. Лучше всего набирать сотрудников с профильным образованием и наличием диплома об окончании курсов повышения квалификации. Опыт работы – не менее 3 лет.
Хлебопекарня рассчитана на коллектив, состоящий из технолога (специалист с высшим образованием), пекарей (до 5 человек), разнорабочего, продавцов (2 человека для работы посменно), уборщицу. При подключении доставки необходимо нанять также водителей (2 человека). На неполный рабочий день или дистанционную работу нанимают бухгалтера, который будет вести финансовую отчетность. Общие затраты на заработную плату составят около 140 000 рублей.
Налогообложения при расчете хлебопекарни можно выбирать. Наиболее простая форма – индивидуальное предпринимательство. Для его оформления надо зарегистрироваться в налоговой службе и применить УСН. Размер налога будет составлять 15 % от дохода.
Читайте также: Бизнес-план по открытию столовой
Реклама, продвижение и маркетинг
Комплекс мер по продвижению новой хлебопекарни можно готовить еще до открытия торговой точки. Для этого размещают информацию в Интернете на форумах района ее дислокации, в соцсетях. За один-два дня можно провести рекламную акцию и распространить листовки с информацией об открытии.
Реализацию продукции впору организовать не только в торговом зале хлебопекарни, но и в крупных торговых точках города. Брать товар на реализацию могут торговые павильоны продуктов, крупные торговые сети и магазины продуктов, небольшие кафе и рестораны, не располагающие собственной площадью для выпечки хлебобулочных изделий.
После того как производство выйдет на запланированные мощности, необходимо подключить торгового представителя, который займется заключением договоров на поставку продукции оптом и открытием собственных розничных точек сети – по продаже хлеба по оригинальным рецептам.
Какие документы оформляют для открытия хлебопекарни
После того как расчеты затрат на открытие хлебопекарни выполнены, помещение найдено и оборудование закуплено, можно приступать к оформлению документов (если это не сделано ранее). Сначала владелец бизнеса должен пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, представить в Роспотребнадзор справку о том, что он начинает свою деятельность, встать на учет и выбрать форму налогообложения.
Для получения разрешения на функционирование в выбранном месте заключают договоры об утилизации производственных отходов, дезинфекции помещения, обслуживания систем вентиляции. Весь нанятый персонал должен иметь санитарные книжки и своевременно проходить медосмотр.
При регистрации хлебопекарни необходимо выбрать коды ОКВЭД:
- изготовление и реализация хлебобулочных изделий – 15.81, 15.82, 52.24, 55.30 (по ассортименту);
- розничная торговля — 52.24;
- оптовая торговля – 51.36.3.
Разрешения для открытия хлебопекарни
Когда предприятие зарегистрировано и документы оформлены, требуется получить ряд разрешений на работу от следующих контролирующих организаций и структур:
- разрешение Роспотребнадзора;
- заключение Санитарно-эпидемиологической службы на продукцию;
- декларация на соответствие продукции требованиям ТР ТС 021/2011;
- технические условия производства;
- программа производственного контроля;
- заключение МЧС/ГПН.
Финансовый план хлебопекарни
Бизнес-план открытия хлебопекарни предусматривает продажу продукции через сторонние торговые точки, поэтому на все виды продукции необходимо получить декларацию соответствия. В ней содержится информация о составе продукта, отсутствии ГМО и выполнении всех норм и правил на изготовление пищевых продуктов. На основании этого документа можно будет реализовать оптовые поставки в магазины или кафе.
Расчетный объем производства – 400 кг готовой продукции в день. Основное время работы печи – ночная смена, что позволит рано утром отправлять партию в торговые точки в городе. Предполагается, что хлебопекарня работает в режиме 7/7, без выходных. При средней отпускной цене 44 рубля за 1 кг хлебобулочных изделий ежедневный оборот достигает 7600, ежемесячный – 528 000 рублей.
Расчет суммы на оборудование и открытие хлебопекарни включает затраты на технологическое оснащение (350 000 руб.), аренду (100 000 руб.), ремонт (150 000 руб.), закупку сырья (70 000 руб.), оформление документов, регистрация бизнеса и получение разрешений (200 000 руб.). Итого стартовый капитал должен составлять не менее 870 000 рублей.
В дальнейшем ежемесячные расходы составят:
- аренда и коммунальные платежи – 80 000 руб.;
- заработная плата – 145 000 руб.;
- закупка сырья в размере 20% от выручки – 105 000 руб.;
- страховые отчисления (ФСС и ПФР) – 40 000 руб.;
- реклама и продвижение – 15 000 руб.;
- при доставке в другие торговые точки ГСМ – 25 000 руб.
В целом ежемесячные затраты достигают 410 000 рублей. Доход от реализации хлебобулочных изделий планируется 528 000 рублей, чистая прибыль составит 118 000 рублей. Рентабельность в пределах 25% – хороший показатель для малого бизнеса. Вероятно, что не всегда удастся реализовать все 100% произведенной продукции. Тогда для обеспечения рентабельности можно вводить схемы поощрения партнеров, то есть отсрочки платежей, акции. Однако даже при снижении рентабельности на 25% можно ожидать достижения порога окупаемости хлебопекарни через 15 месяцев функционирования.
Риски проекта
Работа новой мини-пекарни может оказаться нерентабельной, если слишком велики окажутся риски, связанные с внешнеэкономической обстановкой, или возникнут внутренние нарушения в функционировании организации. Высокие риски:
- рост себестоимости сырья – упадет доход, для снижения риска необходимо заключать долгосрочные контракты с поставщиками;
- появление конкуренции – снижение продаж, которое можно предупредить, поддерживая лояльность покупателей и вводя оригинальные рецептуры.
Риск сезонного падения интереса к хлебобулочной продукции находится на среднем уровне, и с ним можно бороться, гибко используя рекламу и маркетинговые приемы. Справиться с сезонностью вполне реально, участвуя в тендерах на включение предприятия в число тех, кто снабжает продуктами городские общественные мероприятия, праздники, учебные заведения и детские сады.
Основной внутренний риск – некомпетентность персонала. Необходимо предупреждать еще на этапе отбора работников, в дальнейшем возможно проведение тренингов или отправка сотрудников на курсы повышения квалификации.