Причины лени на рабочем месте
Прежде чем попытаться замотивировать новых сотрудников на продуктивную работу, необходимо понять причины лени на рабочем месте.
- Черта характера. Если лень не является причиной недовольства своим видом деятельности, заработной платой, коллективом и т. д., то, скорее всего, ваш работник просто не желает трудиться. Как правило, мотивация на таких людей не действует, поэтому увольнение – это единственный способ попытаться его вразумить.
- Начальник самостоятельно выполняет основную часть работы.Если руководитель работает за весь коллектив, возникает вопрос: зачем коллективу трудиться и пытаться что-то делать? Если вы относитесь к числу таких работяг, тогда вам необходимо пересмотреть свое отношение к происходящему. Позвольте подчиненным выполнять свои прямые поручения без вашего вмешательства.
- У сотрудников нет четкого понимания о задачах своей должности. Часто бывает так, что работник не понимает, что от него хочет получить руководитель. В этом вопросе поможет подробная должностная инструкция.
- Нездоровая атмосфера в коллективе.Когда сотрудники весь день заняты обсуждением свежих сплетен и придумыванием очередного плана против Аньки из бухгалтерии, то и работа будет стоять на месте. В данном случае необходимо попытаться сплотить команду, а уже после браться за мотивацию.
Прежде чем решать вопрос «Как мотивировать сотрудников на работу?», следует понять причину их низкой трудовой активности. Присмотритесь к каждому подчиненному, оцените его деятельность, взаимоотношения с коллегами, характер. Да, это не просто, особенно если вы начальник большого коллектива. Но кто сказал, что будет легко?
Итак, первый шаг в сторону мотивированных сотрудников пройден. Далее переходим к наступлению, а именно к активной мотивации.
Основные виды мотивации сотрудников
Задаваясь вопросом «Как мотивировать сотрудников на обучение, плодотворную работу?», необходимо понять, что не существует единого решения. Каждый человек индивидуален, и что для одного хорошо, то для другого плохо. Так, например, для Игоря из финансового отдела главное в работе – это заработная плата, и чем она выше, тем более усердно он трудится. Для Юлии же из бухгалтерии важнее график, а значит, ее основной мотивацией может стать незапланированный выходной. Именно поэтому, выбирая метод поощрения, необходимо отталкиваться от личности человека, а не использовать шаблонные предложения.
Читайте также: Обязан ли будет сотрудник отрабатывать 2 недели при увольнении
Материальная мотивация
Материальная мотивация является основным видом поощрения для большинства сотрудников. Как правило, небольшая прибавка к зарплате или выписанная премия может осчастливить человека на несколько недель и сподвигнуть его к дальнейшему выполнению планов продаж. Однако отметить усердного работника можно не только наличными в конверте, но и следующими приятными бонусами:
- повышение заработной платы;
- назначение высокой ставки при приеме на работу;
- премии;
- бонусы;
- получение процентов от продаж;
- оплата мобильной связи;
- оплата питания;
- поддержка в получении кредитов, ссуд и т. д.
Материальная (нефинансовая) – поощрения, которые можно оценить деньгами, но выдаваемые сотруднику в виде товара. Такие приятные презенты очень часто вручают на праздничных концертах, корпоративах и собраниях самым ответственным и трудолюбивым работникам.
- путевка на море, в санаторий;
- сертификат в салон красоты, в магазин, в развлекательный центр и т. д.:
- бытовая техника;
- жилье и т. д.
При данном виде поощрения можно также предоставить сотруднику возможность бесплатно пройти обучение. Это станет прекрасной возможностью отблагодарить человека за его труд, а вам как руководителю – повысить уровень знаний своего коллектива. Однако не стоит настаивать и заставлять работника отправляться грызть гранит науки, если он этого не хочет. Не будьте категоричны в требованиях, иначе поощрение может легко превратиться в наказание.
Моральная мотивация – данный вид мотивации должен подчеркивать отношение руководителя к сотруднику, к проделанной работе. Применять такой вид мотивации можно ежедневно, если она действительно является заслуженной. Пусть сотрудники знают о том, что вы видите все их старания:
- благодарность;
- похвала;
- предоставление выходного;
- индивидуальный рабочий график;
- публичная благодарность работнику;
- доска почета;
- звание «Работник месяца»;
- общекорпоративные мероприятия и т. д.
Похвалить работника за проделанную работу, прекрасно написанный отчет или идеально составленный план на квартал можно как в личной беседе, так и перед остальным офисом. Не стесняйтесь поставить его в пример другим, это станет отличным стимулом. Кстати говоря, моральное стимулирование является одним из самых эффективных методов завоевания доверия у подчиненных.
Отрицательная мотивация
Негативные эмоции также могут служить мотивацией. Однако стоит быть осторожным и не перегибать палку. При преобладании отрицательной мотивации вы можете подтолкнуть работников к самостоятельному увольнению или забастовке:
- выговор;
- штраф;
- лишение премии;
- общественное порицание – поругать сотрудника перед его коллегами и т. д.
Отрицательная мотивация должна идти в тени положительной. Грамотный руководитель обязан уметь соблюдать баланс между этими двумя составляющими. Необходимо правильно расставлять приоритеты и применять крайние меры (штрафы, выговоры) лишь в тех случаях, где это действительно требуется.
Мотивируя сотрудников на продажи, работу, обучение, нужно комбинировать все виды предложенных выше вариантов, исходя из ситуации и индивидуальных качеств работника.
Читайте также: Нужна ли будет онлайн-касса для ООО на ЕНВД
При применении мотивации необходимо соблюдать определенные правила и принципы:
Поставленные перед сотрудниками задачи понятны и доступны – человек обязан знать, какого результата от него ждут и что хотят видеть в итоге.- Цель и вознаграждение должны быть взаимосвязаны – человеку нужно знать, что за проделанную работу он получит приятный бонус или же, наоборот, за невыполнение поручений ожидает наказание в виде лишения премии или бонусов.
- Работник обязан понимать, что сможет обратиться к руководителю при возникновении вопросов, спорных моментов. Начальник должен идти навстречу коллективу, выслушивать все жалобы, предложения, вопросы. Принимать участие в дискуссиях.
- Мониторинг инструментов мотивации у конкурентов – для того чтобы ваши работники не заглядывались на должности в компаниях конкурентов, мотивируйте их лучше, чем они могут себе представить.
- Понимание желаний подчиненных – не стоит благодарить человека за труд путевкой в санаторий, которая ему совсем не нужна.
- Баланс между материальными и моральными вознаграждениями.
- Соблюдения принципа личностного награждения – мотивация должна отражать индивидуальные запросы человека.
Грамотный руководитель знает, как важно найти баланс между поощрениями и отрицательными методами мотивации (выговор, увольнение и т. д.). Преобладание второго над первым усугубит ситуацию и снизит рабочие показатели в несколько раз. Однако и первое без второго также может нарушить равновесие в коллективе.
Основные принципы успешного руководителя: мотивируем с умом
Как персоналу мотивировать сотрудников на выполнение планов? Очень просто, в первую очередь важно понять, что каждый подчиненный – это отдельная личность. Обращайтесь к работникам по именам, это поможет вам как руководителю закрепить свой авторитет.
Далее ежемесячно отмечайте лучшего трудягу – это может быть и обычная похвала, и небольшой сувенир. Важно, чтобы коллектив знал о том, что их старания не останутся незамеченными.
Один раз в квартал или полгода (на ваше усмотрение) проводите корпоративные мероприятия на сплочение коллектива, там же поблагодарите своих подчиненных за труд.
Не забывайте чередовать отрицательную и положительную мотивацию, иначе ваш коллектив попросту сядет на вашу шею. Но не переусердствуйте. Вечно злой, недовольный, угрожающий увольнением начальник не очень-то и стимулирует к плодотворной работе.
В заключение можно сказать о том, что правильно выстроенная система мотивации в несколько раз повысит общую работоспособность коллектива. Основные показания эффективности компания также возрастут. Однако все это возможно лишь при индивидуальном подходе к каждому работнику. Для этого необходимо заинтересовать каждого сотрудника в отдельности. Да, это может показаться сложным и длительным процессом, но результаты не заставят себя ждать.