Читайте также: Какие документы должны выдаваться на руки сотруднику при увольнении
Что значит прекращение работы
Что значит прекращение работы с точки зрения законодательства? Это понятие обозначает прерывание трудовых отношений между наемным работником и его работодателем. Занятость способна закончиться во многих случаях. Таковыми могут являться:
- личное желание человека;
- соглашение сторон (работодатель с первой стороны, со второй – работник);
- сокращение штата сотрудников;
- банкротство компании или предприятия;
- причины, не зависящие от воли работника или работодателя, например, гибель или смерть сотрудника.
Увольнение всегда является причиной стресса, какие бы цели оно ни преследовало. Но увольнение умершего или погибшего члена трудового коллектива становится тяжелым вдвойне. Со стороны руководства, общественных органов компании или организации необходим максимум чуткости и такта в обращении с членами семьи умершего. Стоит поинтересоваться, чем могут помочь бывшие коллеги семье.
Читайте также: Как написать коллективное письмо руководителю от сотрудников
Важно следовать всем правилам увольнения, уведомления и окончательной оплаты. Эти правила регламентирует и устанавливает Трудовой кодекс Российской Федерации. Любое нарушение, будь оно спровоцировано самыми благими намерениями, оспаривается и грозит огромными штрафами и нареканиями.
Как уволить сотрудника в связи со смертью
В этом вопросе большое значение играет получение документа, официально и законно признающего смерть. Также важно, есть ли у умершего коллеги родственники или друзья (лица, которые смогут заниматься процессом организации и осуществления похорон, ведения других дел усопшего).
Во-первых, все зависит от того, как поступило известие о трагедии на предприятие. Если это было официальное извещение от конкретного лица, нужно сразу же сделать отметку в табеле для оплаты труда. Начиная со следующего дня, после дня смерти в документе проставляют отметку буквой «Д» (другие причины) либо «НВ» – невыясненные причины. Составляется служебная или докладная записка на имя руководителя предприятия, в которой нужно изложить сведения об обстоятельствах прецедента. Ее составляет тот человек, который сообщил о смертельном случае и непосредственный руководитель умершего.
Законное увольнение сотрудника в связи со смертью возможно только тогда, когда будет предъявлено свидетельство о смерти. Не справка, а свидетельство, которое выдается в органах записи актов гражданского состояния. Если близкие не смогли его предоставить руководству предприятия, то возможно получение свидетельства на предприятие через запрос в судебные органы. В случае предъявления копии, по закону она должна быть нотариально заверена.
Все отношения на предприятиях, в организациях, фирмах, компаниях и так далее регулируются законом страны, нормативными актами федерации, коллективным договором и так далее. Все процессы осуществляются на основании утвержденных руководством приказов. Будь то увольнение, оплата труда, внутренний распорядок, любые манипуляции документируются с помощью приказов.
Таким образом, на основании юридически законного документа о смерти, на предприятии создается приказ об увольнении умершего работника, согласно статье 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
В приказе указанная дата увольнения – дата смерти человека. Даже если он и трудился в этот день. Дата самого приказа не должна быть связана с датой увольнения. В нем необходимо отразить основание – свидетельство о смерти или решение суда.
- Работа наладчика Ф. И. О. прекращена первого января 2000 года в связи со смертью.
- Работа наладчика Ф. И. О. прекращена первого января 2000 года в связи с признанием его судом умершим.
По существующим правилам после введения приказа в силу создается документ, где собираются подписи ознакомленных с его содержанием. В случае
Приказ об увольнении позволяет сделать отметку в трудовой книжке и в личной карточке умершего с такой же формулировкой. Обязательное условие – во всех указанных документах нужно отмечать номер приказа и его дату. Если отдел кадров никуда ее не отдает, он обязан хранить ее на протяжении пятидесяти лет. По окончании этого периода она утилизируется в установленным законом порядке. В журнале или любом документе, который отражает учет движения трудовых книжек, делается соответствующая отметка.
Лица, претендующие на ведение дел умершего в рамках компании или предприятия, на котором он работал, должны представить документальные сведения, подтверждающие родственные связи. Если это супруги – свидетельство о браке, дети – свидетельство о рождении, правопреемник по завещанию – нотариально заверенный документ о правах на наследство.
Если родственники сделают письменное заявление на имя директора компании, где работал умерший, им выдадут трудовую на руки. Есть возможность выслать ее по почте.
Все что положено к выплате умершему, получают родственники, которые приходятся по закону ближайшими, или другие лица, указанные в завещании или страховых документах. Такими выплатами могут быть:
- заработная плата за отработанный период;
- компенсация за неиспользованный период отпуска;
- выплата по листку временной нетрудоспособности;
- выплаты, предусмотренные коллективным договором, на случай похорон, больничного и так далее;
- и другие, предусмотренные законом РФ или федеральными статьями.
Для обращения за ними нужно письменное заявление. Его можно сделать в течение четырех месяцев со дня наступления трагического случая. После поступления и регистрации документа, не позднее семи рабочих дней, обязаны сделать все выплаты.
Бывают случаи, когда за деньгами никто не обращается. Что можно сделать со стороны бывшего работодателя, не нарушая закон? В таких случаях, когда денежные средства уже ушли со счета предприятия, но никому не пришли на протяжении пяти рабочих дней, их депонируют.
Ведомая бухгалтерией документация по доверенностям (по которым получают деньги умершего сотрудника) заносится в журналы. Это могут быть бизнес-проекты в Интернете. Крупные компании создают такие проекты с целью консолидации данных и усиления информационной безопасности. Как вариант – бумажная документация бухгалтерии.
Стоит отметить важную деталь. Все средства, которые полагаются по случаю смерти бывшего сотрудника, выплачиваются полностью, то есть без удержаний налогов и страховых взносов.
Если работодатель при жизни работника позаботился и застраховал его от несчастного случая и смерти, то он обязан инициировать взаимодействие со страховой организацией, следует известить правопреемников о возможных выплатах со стороны страховой компании, так как указанные в договоре доверенные лица могут быть не проинформированы о наступлении страхового случая.