Чтобы заинтересовать потенциальных покупателей, необходимо либо предложить востребованный продукт, спрос на который в течение длительного времени остается стабильно высоким, либо пробовать пробиваться в совершенно новаторских направлениях. Одним из таких видов бизнеса, который начинает в последние годы обретать определенную популярность, становится организация бизнеса по разведению различных экзотических видов животных, в частности страусов. На текущий момент в России работают свыше двухсот пятидесяти предприятий по разведению страусов, демонстрирующих высокую финансовую устойчивость в условиях различных кризисных влияний.
Достоинства проекта
Страусов разводят по разным причинам:
- мясо, отличающееся нежностью и вкусовыми качествами;
- кожа, пух, перья, используются даже ресниц;
- добыча жира, который используется как увлажняющее и омолаживающее средство в косметологии и медицине;
- получение яиц, которые считаются дорогостоящим диетическим продуктом.
Несмотря на обширный список получаемой продукции и перспективные возможности развития, конкуренция в данном сегменте пищевого производства в России остается на достаточно низком уровне. Причиной можно считать как саму экзотичность идеи, так и определенное недоверие среди предпринимателей к столь оригинальному предприятию, каким считается страусиная ферма.
Рассмотрим основные плюсы организации по выращиванию этой нелетающей птицы:
- Рентабельность на высоком уровне. Исключение ошибок на этапе планирования, разработки бизнес-плана и реализации проекта позволяет обеспечить высокую доходность данного типа производства.
- Спрос на продукцию остается на высоком уровне благодаря отсутствию крупных производств на территории страны. Плюс список ингредиентов, которые могут быть представлены к реализации, привлекает клиентов не только из сферы общественного питания (рестораны и продовольственные сети), но также в области медицины, косметологии и производства одежды, обуви и аксессуаров.
- Простота реализации идеи даже в условиях отечественного климата. Страусы неприхотливы, нетребовательны к уходу и содержанию и легко переносят перепады температур. Реализация идеи возможна даже в условиях подсобного хозяйства.
Читайте также: Как открыть свою доставку пиццы с нуля
Пищевой рацион и требования к содержанию
В плане содержания страусы, являющиеся самыми крупными птицами и достигающие в массе 160-180 килограммов, подобны таким хорошо известным российскому жителю птицам, как индюки и гуси, а следовательно, для страусоводства не требуется особого оборудования. Однако для обеспечения полноценного развития и набора массы страусам необходим разнообразный рацион, который должен включать:
- сено и солому;
- овощи и фрукты;
- фтор, кальций и другие минералы;
- зерновые (кукурузу, овес, семена подсолнечника);
- силос и травы.
Также при организации фермы по выращиванию страусов необходимо наличие соответствующих площадей – держать этих больших птиц в маленьком сарае не получится. Понадобится место для открытого выгула, а также и крытые помещения для организации зимовки. Необязательно для этого производить строительные работы с нуля. В случае наличия свободных помещений, подойдут переоборудованные свинарник или коровник, к которым обязательно следует подвести водопровод и канализацию. Температура в помещении не должна опускаться ниже +15 °С – в остальном дополнительных требований не имеется.
Расчет расходов на открытие предприятия
Открытие страусиной фермы не требует больших начальных вложений. Особенно в том случае, если имеются достаточные площади для выпаса стада и выращивания кормовой базы – их отсутствие не критично, но может сказаться на рентабельности предприятия за счет необходимости покупки кормов и аренды земельного участка.
Для старта бизнеса оптимальным считает приобрести небольшое семейство, которое включает:
- двух-трех годовалых особей женского пола, способных нести яйца – 40-50 тысяч рублей за голову;
- половозрелого самца – 50-60 тысяч рублей за голову;
- некоторое количество детенышей разного возраста – 10-15 тысяч рублей за 1 голову.
Такая схема позволит ограничиться суммой начальных вложений на закупку маточного поголовья в пределах 200-350 тысяч и обеспечит наличие базы для дальнейшего роста стада. Если предприниматель примет решение выводить птенцов самостоятельно, то потребуется покупка оборудования для выведения птенцов – стоимость инкубатора составляет порядка 80-120 тысяч рублей.
Таким образом, стартовые вложения могут составить, в зависимости от наличия или необходимости поиска и аренды помещения, его переоборудования и огораживания периметра фермы, до 1,5 миллиона рублей. Сюда же входят и расходы на оформление документации для регистрации предприятия.
Также потребуется учесть следующие регулярные расходы:
- затраты на корма;
- выплаты персоналу (специалисты по уходу, зоотехник, бухгалтер, охрана);
- коммунальные платежи и аренда.
Итого месячные расходы составят порядка 300 000 рублей в зависимости от зарплат в регионе создания и стоимости кормов, а также локальных тарифов на тепло-, водо- и электроснабжение.
Окупаемость предприятия, учитывая, что при численности стада в 40-50 голов, обеспечивается ежемесячный доход до 500-600 тыс. руб., наступает обычно спустя 2,5-3 года с момента запуска предпринимательской деятельности, если не возникает каких-либо форс-мажоров или не имели места серьезные ошибки в процессе составления плана создания предприятия.
Организация продаж и дополнительные способы дохода
Налаживать сбыт необходимо посредством рекламы, направленной непосредственно на внимание целевой аудитории, причем способы донесения информации могут быть различными:
- через специализированные издания, посвященные животноводству;
- посредством собственного интернет-сайта или на тематических форумах и порталах;
- через местные средства массовой информации;
- посещением зоотехнических выставок, где можно наладить отношения с отечественными оптовиками.
Также имеет смысл обратить внимание на иностранный рынок, поскольку продукция страусиной фермы может оказаться востребованной и среди заграничных предпринимателей, особенно если предлагать конкурентные цены. Тем более что, в отличие от ЮАР, количество ферм по разведению страусов на территории Европы значительно ниже, а спрос на мясо этой птицы может быть значительно выше, чем в России.
В качестве дополнительного дохода вполне реально рассматривать организацию туристических экскурсий на свое предприятие – страусы для нашей страны еще не являются обыденным явлением и способны вызвать живой интерес не только со стороны детей, но и у взрослой публики.
Риски
Несмотря на большое количество плюсов, о которых уже было написано выше, при создании подобного бизнеса, как и в любых других отраслях животноводства, организатор несет определенные риски:
- Заболевания и падеж поголовья. При избыточной влажности особи, особенно молодняк, могут серьезно заболеть.
- Низкие показатели вылупляемости. При инкубационном выращивании существует вероятность того, что большое количество яиц не дадут поголовья (до 80 процентов потерь).
- Окупаемость производства при расширении, которое предполагает не только увеличение вложений в бизнес, но и серьезные проблемы с налаживанием рынков сбыта, способных обеспечить реализацию растущих объемов производимой предприятием продукции.
Таким образом, стоит иметь в виду, что бизнес по разведению страусов, хотя и является довольно рентабельным и нетребовательным, но в любом случае не позволяет относиться к проекту халатно. Начинать ли реализацию бизнес-плана или попробовать найти для себя более подходящую нишу, определять только самому предпринимателю.