Как правильно написать характеристику на работника

написать характеристику на работникаДалеко не все уполномоченные лица знают, как написать грамотную характеристику на определенного работника? А между тем уметь это необходимо, ведь она является вполне серьезным документом, в рамках которого:

  • дают оценку (хорошую или плохую – но всегда объективную) личным качествам и профессиональному уровню человека;
  • описывают его общественную и в равной степени трудовую деятельность.

Основные требования

Производственную характеристику считают официальным документом, составлять который необходимо на фирменном бланке. Другие обязательные атрибуты:

  • исходящий номер;
  • оттиск печати;
  • автографы руководства.

В то же время строгих требований законодательство к ее оформлению не предъявляет. По этой причине в процессе написания рекомендуется пользоваться стандартами, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003. Там, в частности, собраны общие правила составления служебных бумаг.

Существует два основных типа рассматриваемого документа:

  • внешнюю характеристику подготавливают по запросу сторонних организаций;
  • внутреннюю используют исключительно для потребностей предприятия.

Первая обычно подается в суд или милицию.

Поскольку в бумаге приходится указывать персональные сведения гражданина, что, в принципе, законодательством запрещено, у служащего необходимо взять письменное согласие.

Помимо правоохранительных органов, отзыв с предприятия нередко требуют:

  • на новом месте работы;
  • в учебных заведениях;
  • госструктурах (для награждения работника либо, наоборот, наказания).

Второй вариант требуется, если планируется:

  • повысить сотрудника;
  • наложить на него дисциплинарное взыскание;
  • поощрить грамотой.

Для составления характеристики непосредственно с места работы, образец которой мы представим ниже, допустимо использовать компьютер. Разрешается писать документ и от руки.

В заключительной части грамотно подготовленного отзыва всегда приводится:

  • полное название ведомства, затребовавшего характеристику;
  • имена, должности и подписи руководителя предприятия и заведующего кадрами;
  • дата.

Скрепляется документ круглой печатью.

Стоит знать, что срок годности характеристики законом не ограничен. Потому однажды написанная бумага может предъявляется, когда угодно. При утере ее работник имеет право обратиться к начальству с просьбой – подготовить ему новую.

Написание

Чтобы правильно написать исчерпывающую характеристику на работника, никакой образец, в принципе, не нужен. Важно лишь объективно рассказать о личных и деловых качествах, умениях и навыках служащего.

Составляется документ обязательно от третьего лица и всегда в прошедшем времени. Настоящее используется лишь когда описываются протекающие (то есть незавершенные события).

Текст должен иметь нейтральную окраску, даже когда пишут отрицательную характеристику. Эмоции в оценках, приводимых в официальных бумагах совершенно недопустимы.

Структурно характеристика состоит из нескольких обязательных элементов.

Читайте также: Самые интересные идеи бизнеса на дому с нуля

Вверху указывается, в частности:

  • название организации;
  • наименование самого документа;
  • номер его;
  • имя и должность работника.

Образец заголовка выглядит так: «Характеристика № 0000 на младшего дворника ЖЕУ № 15 Рустама Азизовича Попадюка».

Первый абзац документа содержит анкетные данные фигуранта:

  • Ф. И. О.;
  • дата рождения;
  • уровень образования;
  • специальность;
  • наличие ученых степеней и пр.

После этого указывается информация о продвижении по службе и трудовой деятельности:

  • дата прихода на работу;
  • краткое изложение карьерных достижений;
  • данные о дополнительной образовании, выполненных проектах и пр.;
  • оценки результатов труда.

В следующем абзаце рассказывается подробно о наградах и взысканиях.

Далее идет оценка как профессиональных, так и личных качеств служащего. Здесь уместно сообщить о:

  • психологических навыках;
  • способностях;
  • уровне знаний;
  • профессионализме;
  • умении работать в коллективе.

В конце документа, как уже ранее отмечалось, сообщается, для какой цели и по чьему требованию характеристику, выдали. Готовый документ заверяют у руководства. Один экземпляр характеристики в обязательном порядке остается в службе кадров.

Образец положительной характеристики

написать характеристику на работникаВ этот отзыв вносят все названные выше пункты, за исключением описания провинностей сотрудника и принятых в его отношении дисциплинарных мер.

Пример:

Характеристика положительная на заведующего отделом сбыта Китежградского труболитейного завода Алексеева Ермолая Семеновича.

Алексеев Ермолай Семенович, 1988 года рождения, работает на предприятии с 2003 года. За все время службы он показал себя как высокий профессионал. К своим обязанностям относится с большим рвением.

Личные качества Егора Семеновича быстро помогли ему снискать уважение коллег и партнеров. Ее заслуги неоднократно оценивало по достоинству руководство и общественность.

Егор Семенович человек коммуникабельный и крайне отзывчивый. Его стремление постоянно совершенствоваться и получать новые знания сделали его очень ценным работником предприятия. За весь период службы Алексеев не получил ни одного дисциплинарного взыскания. Отличительными его чертами являются:

  • честность;
  • оптимизм;
  • умение находить общий язык;
  • стрессоустойчивость.

Генеральный директор Китежградского труболитейного завода Сергеев Г. Д. (подпись).

М.П.

Заведующий отделом кадров Петрова И. И. (подпись).

06.12.2017.

В аналогичном ключе пишется и характеристика для награждения. Единственная разница – приведение перечня заслуг, за которые решено сотрудника поощрить. Если речь идет об одном событии, то приводится сжатое описание действий работника.

Даже когда составляется отрицательный отзыв, важно указывать и меры поощрения (если таковые имелись). Негативные оценки даются сдержанно и беспристрастно. Идеальный вариант – ограничиться сухим перечислением провинностей и последовавших взысканий.