Читайте также:Как начальнику эффективно мотивировать новых сотрудников
Однако чтобы команда выполняла все свои обязанности на должном уровне, руководство должно позаботиться о максимально комфортных условиях для работы своих подчиненных, мотивируя и направляя их на достижение новых высот, ведь только так возможен качественный труд на постоянной основе.
Читайте также:Что делать, если сломалась онлайн-касса
Хорошее руководство – это то, что знает принципы эффективного управления и ежедневно применяет их на практике. Сотрудники, которые, прежде всего, довольны своим материальным доходом, внутренним микроклиматом в коллективе и постоянным привлечением к творческому процессу, никогда не покинут свою работу, променяв ее на более выгодный вариант.
Так что же такое мотивация и ее основные виды
Мотивация – что это
Мотивация – это процесс психологического подхода управляющего к персоналу или отдельной личности. Мотивационные действия – это создание благоприятных и комфортных условий труда, поддержание внутреннего микроклимата коллектива, которые будут содействовать выработке максимальной продуктивности сотрудников, а также достижению новых поставленных целей.
Существует также такое понятие, как «стимуляция», многие противопоставляют эти два термина друг другу. Однако это не совсем верно, ведь они имеют разную смысловую нагрузку.
Мотивация – позитивный метод воздействия, который не влечет за собой применение жестких мер воздействия.
Мотивация, заключающая в себе традиционный и нетрадиционные методы воздействия, в итоге выдает действенный и интересный результат.
Задачи, которые выполняет мотивация:
- стимуляция сотрудников на качественное выполнение поставленных заданий;
- увеличение производительности труда;
- создание позитивного настроения персонала;
- уменьшение кадровых изменений;
- привлечение новых сотрудников, а также удержание старого персонала от перехода на новое место работы;
- повышение лояльности сотрудников к рабочему процессу;
- подержание корпоративной этики внутри коллектива.
В целом удачно разработанная и внедренная в коллектив мотивация – это залог эффективного управления персоналом, а также достижения новых целей и поставленных задач, которые будут увеличивать прибыль компании.
Основные виды мотивации персонала
Основные виды мотивации можно условно разделить на материальные и нематериальные методы воздействия.
Многие управляющие на 100% убеждены, что лучшей мотивацией для сотрудника является высокая зарплата, однако, как показывает практика, это не всегда верное суждение.
Если верить составленной теории мотивации, можно увидеть следующее:
- Потребности физиологии – факторы выживания (питание, проживание и т. д.).
- Безопасность – твердая уверенность в следующем дне, стабильность.
- Социализация – нахождение в коллективе, микроклимат и творческий подход.
- Признание и авторитет – признание сотрудника как личности и индивидуальности, его авторитет среди других подопечных, возможность высказывать свое мнение.
- Самореализация – достижение целей и успехов, творческое выражение своих качеств.
Как видно, материальные потребности занимают лишь две низшие категории потребностей. Поэтому если сотрудника стабильно мотивировать лишь материальным благами, это окажется эффективным, однако ненадолго. Как показывает статистика, такие меры действенны лишь на протяжении 4 месяцев, затем работник начинает чувствовать неудовлетворение свои потребностей.
Материальная мотивация
К материальным формам поощрения можно смело отнести все виды денежного воздействия, а также штрафные санкции за невыполнение рабочих обязанностей.
Командные методы материального воздействия делятся на три типа:
- вознаграждение денежными средствами;
- вознаграждение не денежного характера;
- штрафная система.
Денежные поощрения:
- повышение процента заработной оплаты труда;
- начисления процента от продаж;
- ежемесячные премиальные выплаты и надбавки;
- бонусная система выплат;
- льготы и соцпакеты;
- скидки на услуги и товар организации.
Денежный стимул может производиться за выигрыш в конкурсной программе. Так, если сотрудник принимает участие в конкурсах, удачно представив организацию, в которой трудится, начальник может поощрить сотрудника денежным вознаграждением.
Также к денежным вознаграждениям можно отнести и внутренние конкурсы среди сотрудников или целых отделов.
Неденежное поощрение:
- пользование организацией и ее услугами в личных целях (частные медицинские учреждения, ветеринарная клинка, детский сад и т. д.);
- путевки в базы отдыха или санатории (личные, семейные);
- билеты на мероприятия (посещение выставок, концертов и т. д.);
- выдача оплачиваемых отгулов или выходных;
- поднятие квалификационного уровня за счет компании;
- командировки – как по стране, так и за ее пределами;
- улучшение технического оснащения рабочего места.
Менее приятная сторона материальной мотивации – это система штрафных взысканий с сотрудника, который нарушает общие правила выполнения рабочих процессов.
К штрафам относятся:
- материальное наказание работника за опоздание, невыполнение сроковой работы и множество других провинностей;
- снятие премиальных выплат со всей группы или отдела работающих за плохие общие показатели труда;
- штрафные рабочие часы.
Если такие действия применяются к недобросовестному сотруднику, важно знать и признавать их конечную цель, которая должна составлять недопущение повторения ситуации. Естественно, что такой вид мотивации также работает, поскольку если сотрудник будет знать о наложении штрафов за некачественную деятельность, то он будет опасаться потери материальных средств.
Важно понимать, что такой вид воздействия должен нести в себе не месть, а именно психологический подход к проблеме и ее решению. Обязательно нужно знать меру пресечения и не перегибать палку, которая может повлечь за собой массу негатива.
Руководству не стоит пустословно запугивать коллектив, важно чувствовать золотую середину. Если работник заслужил награду – его стоит поощрить, если допустил промах – наказать и оштрафовать.
Нематериальная мотивация
Управляющий компанией или организацией должен понимать, что мотивировать персонал важно и нужно не только материальными благами. Материальные дополнительные выплаты – это, безусловно, отличный метод стимуляции, однако кратковременный. Как показывает статистика, рабочему этого недостаточно, и со временем приходит чувство неудовлетворенности своими действиями, сотрудник перестает стремиться к лучшему и обходить своих конкурентов, принося прибыль и пользу своей компании.
Тогда стоит всерьез задуматься о нематериальных видах мотивации:
- предоставление карьерного роста;
- похвала при остальных сотрудниках, публичные положительные высказывания по поводу рабочих моментов;
- создание приятной коллективной атмосферы;
- налаживание условий для комфортного труда (строение зоны отдыха, спортзала, кофейни, установление массажного кресла, внедрение корпоративного обеда или ланча);
- проведение культурных мероприятий на работе, внутри коллектива;
- коллективное поздравление сотрудника с днем рождения, юбилея, свадьбы и т. д.;
- совещания с психологическими воздействиями мотивации;
- приучение сотрудников к принятию важных вопросов;
- розыгрыши призов;
- постоянная обратная связь с руководителями организации.
Из года в год появляются новые нетрадиционные методы мотивации, связанные с проведением интерактивов.
Например:
- квесты для сотрудников;
- таблицы с введением рейтингов;
- соревнования.
Использование игровых методов – это отличный способ сплотить коллектив, ввести соревновательную борьбу, стимулировать азарт. Такой метод особо важен при достижении конкретной цели, когда перед компанией стоит задача увеличить какой-то определенный показатель.
Таким образом, сотрудники, выигравшие соревнования или конкурсы, принимают вознаграждения от руководства в виде материального или не материального поощрения.
Выбирая метод мотивации, прежде всего, нужно брать за основу денежную составляющую компании и реальную возможность поощрения. Если материальное состояние предприятия не позволяет мотивировать материально, важно это делать другим способом. Ведь такие процессы должны осуществляться ежедневно, без временных промежутков. Поощренный сотрудник всегда будет действовать на благо организации, в которой трудится, всецело ориентируясь на достижение результата.