Практически все родственники хотят проводить усопшего в последний путь достойно, таким образом выразив дань его памяти. Современный рынок услуг предлагает достаточно обширный список возможностей. Если вы считаете, что сможете сделать лучшее предложение скорбящим, то необходимо написать бизнес-план по открытию похоронного агентства.
Читайте также: Как открыть свою ветеринарную клинику с нуля
Цели бизнес-плана
Целью планирования является создание агентства, которое будет оказывать услуги по подготовки церемонии похорон. Фирма должна отвечать следующим требованиям:
- деликатно работать с близкими усопших;
- максимально упрощать для семей подготовку к похоронам.
В бизнес-плане похоронного бюро должны быть отражены все аспекты работы с клиентами, список услуг и предполагаемые затраты.
Читайте также: Как открыть свою кофейню с нуля
Правовые аспекты
До 2004 года для организации компании по оказанию ритуальных услуг, необходимо было получать лицензию. Сейчас достаточно открыть общество с ограниченной ответственностью и выбрать систему налогообложения. Лучшими вариантами являются:
- упрощенная система со ставкой 5-15% (зависит от региона) на разницу между доходами и расходами;
- единый налог на вмененный доход – платить нужно фиксированную сумму, практически не зависящую от фактической прибыли.
ЕНВД допустимо выбирать не во всех регионах, поэтому иногда бизнесмену выбирать не приходится. Обратите внимание, что подавать документы на установление специальной системы обложения налогами следует вместе с регистрацией, иначе вам придется платить по общей схеме.
Что необходимо для открытия такого бизнеса
Многие считают, что похоронное агентство может выступать лишь в роли посредника между скорбящими родственниками и компаниями, предоставляющими атрибутику и участвующим в захоронении. Но это не так, качественный сервис заключается в том, что компания сама готова предложить родственникам практически весь спектр сопутствующих услуг. Он выключает в себя:
- проведение похоронных обрядов;
- продажа атрибутики (на более позднем этапе ее можно производить);
- поиск и регистрация места погребения;
- выкапывание могил;
- хранение тела;
- организация транспортировки покойного;
- заказ и проведение поминального обеда;
- поиск и наем оркестра для сопровождения церемонии;
- проведение подготовки к захоронению.
В минимальный список необходимого для такой компании входят:
- помещение для офиса;
- место для склада;
- подбор квалифицированного персонала
- проведение рекламной кампании;
- налаживание договоренностей с поставщиками ритуальных услуг и товаров;
- заключение контракта с администрацией кладбищ города;
- создание каталога атрибутики, реализовываемой бюро.
Важно, чтобы у агентства до начала работы была возможность договариваться о выделении участков под захоронения, а также оказывать юридическое сопровождение. Закупать атрибутику в больших количествах на перовом этапе не нужно, достаточно договориться с выставлением товара в демонстрационном зале под реализацию.
Выбор помещения
В помещении для компании должно быть достаточно места для уединенного кабинета, демонстрационного зала и склада. На первом этапе это может быть пространство 200 кв. м. Оно должно иметь несколько входов, чтобы размещение тела для подготовки к захоронению не вызывало неудобств у тех, кто пришел лишь договориться об услугах.
Для родственников необходимо выделить ритуальный зал, где они смогут попрощаться с усопшим. Размещаться подобное помещение должно в непосредственной близости к кладбищу, чтобы процессии не пришлось стоять в пробках по пути к захоронению. При этом на прилегающей территории все равно нужно выделить площадку для стоянки автобусов и катафалков. Идеальным вариантом для помещения станет то, где раньше уже располагалось подобное агентство.
Приобретение мебели и оборудования
На необходимое оборудование потребуются небольшие затраты. Минимальный список будет таким:
- Оборудование зала для прощания включает в себя постамент для гроба, стулья. Необходимо продумать дизайн этого помещения.
- В демонстрационном зале должна быть стойка администратора, кресла и журнальный столик.
- В уединенном офисе нужно поставить стол и стулья. Там же расположите офисную технику (принтер, компьютер).
В дальнейшем кабинет можно использовать для печати фотографий, вам потребуется лишь приобрести цифровую камеру и специальный принтер. Если вы захотите изготавливать гробы или памятники, то вам нужно будет открыть мастерскую со всем необходимым инвентарем, но это лучше всего делать на более позднем этапе.
Подбор персонала
Начинать работу агентства ритуальных услуг могут 3 человека:
- собственник, он же будет заниматься налаживанием контактов с поставщиками и проведением церемоний;
- юрист – для решения вопросов получения свидетельства о смерти и приобретения участков под захоронения;
- администратор для работы в демонстрационном зале и приема обращений от родственников.
В дальнейшем потребуется расширить штат. При приеме на работу нужно обращать внимание на личные качества работников. Они должны быть хорошими психологами, уметь сочувствовать клиентам и вести себя тактично.
С какими трудностями придется столкнуться при учреждении компании
При планировании своей деятельности, необходимо учесть недостатки этой сферы бизнеса:
- Для организации потребуется внушительный стартовый капитал. Больше всего затрат потребуется на помещение и приобретение образцов похоронной атрибутики, так как не все производители готовы отдавать свой товар под реализацию.
- Работу вести придется максимально аккуратно. Чтобы ваши услуги покупали, необходимо их рекламировать, но делать это стоит мягко. Общение с клиентом нужно тщательно продумывать, так как любое неосторожное слово может вызвать негативную реакцию.
Определенные сложности возникают при заключении договоров с руководством кладбищ, покупкой земельных участков на них. Дело в том, что конкуренция в этой сфере очень высока и за 14 лет, в течение которых работать на рынке можно без лицензии, компаний открылось немало. Перед реализацией своих планов лучше всего изучить бизнес изнутри, поработав в компании будущего конкурента.
Финансовая часть бизнес-плана
Несмотря на явную прибыльность похоронного бизнеса, окупиться он может не скоро. Поэтому важно произвести тщательные расчеты стартовых вложений и регулярных затрат. Приведем усредненные показатели для компании, трудящейся в крупном городе.
Подсчет стартовых расходов
Перед началом работы придется вложить средства в:
- аренду помещения площадью свыше 150 кв. м в удобном с транспортной точки зрения районе города – 300 000 рублей (отдельно стоящее здание с большой парковкой);
- ремонт и дизайн ритуального зала – 500 000;
- приобретение похоронной атрибутики – 3 000 000;
- сдержанную рекламную кампанию – 50 000.
Итоговая сумма затрат: 3 850 000 рублей. При этом дополнительно вам придется иметь порядка 500 000 на непредвиденные расходы и оплату труда.
Эту сумму удастся сократить, закупив лишь часть атрибутики у поставщика, а остальные предложения, оформив в виде каталога. Также можно снизить затраты на ремонт. Главное, что нужно помнить при проведении работ – в ритуальном и демонстрационном зале должно быть сдержанное оформление, зал для подготовки тела следует отделать материалами, пригодными для дезинфекции и регулярной мойки.
Расчет ежемесячных трат
Для вычисления рентабельности важно правильно подсчитать уровень регулярных расходов. Тратить деньги придется на:
- коммунальные услуги – 50 000 рублей;
- работу с документами и выплату налоговых платежей – 50 000;
- оплату труда сотрудникам – 200 000;
- пополнение ассортимента атрибутики – 500 000.
Таким образом, для поддержания бизнеса на плаву вам будет требоваться ежемесячно вкладывать еще по 1 миллиону рублей. Эти статьи расходов также можно пересмотреть. Например, перевести сотрудников на плавающую ставку оплаты труда – они получат часть с продаж услуг. Конкретный процент будет определяться исходя из заслуг каждого работника.
Расчет рентабельности
После того как вы узнали, какие затраты вам потребуется нести, пора подсчитать рентабельность бизнеса ритуальных услуг. Средний чек за услуги составляет 20 тысяч рублей, минимальный – 12 тысяч. Максимальная сумма затрат на погребение не ограничена.
Примерная прибыль в месяц при средних затратах будет равна порядка 300 000 (из расчета выполнения 15 заказов). При такой ситуации имеет смысл сократить постоянные затраты до 250 тысяч рублей, не нанимая большое количество сотрудников и покупая незначительный ассортимент атрибутики. Прибыль в месяц тогда составит 50 тысяч рублей.
Первоначальные вложения рекомендуется сократить до 2 миллионов рублей. Но и в такой ситуации бизнес начнет окупаться через 40 месяцев. Открывайте сначала небольшое агентство, список услуг которого вы сможете со временем расширить. Помните, что добиться высоких прибылей здесь нелегко, многим предпринимателям приходится сворачивать бизнес на втором году работы. Чтобы этого не случилось, необходимо сделать точные расчеты в бизнес-плане, ориентируясь на цены вашего региона.