Многие домохозяйки мечтают переложить обязанности по уборке квартиры на чужие плечи. По этой причине в последнее десятилетие все большую популярность получают компании, занимающиеся клинингом помещений. Чтобы запустить любой бизнес, необходимо провести тщательный анализ будущей деятельности, определиться с организационной формой компании и произвести расчеты. Если вы хотите основать клининговую компанию, то вам следует составить бизнес-план. Его несложно написать с нуля при наличии базовой информации и знаний.
Читайте также: Бизнес-план салона-парикмахерской
Почему стоит выбрать сферу клининга
Новичкам в сфере бизнеса часто рекомендуют открыть компанию по уборке помещений. Это связано с тем, что подобный бизнес требует незначительных вложений на первом этапе, а персонал не должен быть высококвалифицированным. При этом у компании есть возможность расшириться и развиться в будущем. Допустимо даже самостоятельно работать на первом этапе, а потом нанять персонал.
Также необязательной является затрата на офис: хранить оборудование и принимать заказы можно прямо дома. Для работы с клиентами потребуется телефон и компьютер. При использовании современных стратегий продвижения найти заказчиков будет отнюдь не трудно – многие молодые люди сейчас перекладывают домашние обязанности на чужие плечи.
Читайте также: Детальный бизнес-план по производству саморезов с расчетами
Какие виды фирм по уборке бывают
Можно выделить две группы клининговых компаний:
- специализирующиеся на уборке офисов и производственных помещений;
- работающие с квартирами и частными домами.
Отдельно можно выделить малопопулярное, но прибыльное направление уборки – очистка помещений после чрезвычайных ситуаций – пожаров, смертей и прочих. Это дорогостоящий вид клининга, но для такой компании трудно найти персонал.
Читайте также: Как открыть свой бизнес по продажам мороженого с нуля
В качестве услуг клиентам можно предложить:
- уборку любых напольных покрытий;
- комплексную очистку помещений;
- мытье окон;
- регулярную уборку квартир;
- клининг подъездов;
- органическую уборку.
Последний вариант в России пока практически не представлен, но в США он развит. Суть этого метода в том, что во время работы уборщицы используют только органические чистящие вещества. Такая «химия» стоит дорого, поэтому и стоимость услуги возрастает. Пока мало кто готов платить за такой вариант уборки, но в качестве дополнительной услуги (после развития компании) ввести органический клининг можно.
Шаги по открытию компании
Организация клининговой компании производится по одному из сценариев:
- Создаются под конкретного клиента – бизнесмен до регистрации находит крупного клиента. Закупка оборудования и расчеты бизнес-плана производятся под нужды этого заказчика. Важно заранее адекватно рассчитать силы, чтобы компания могла выполнять с первых дней ожидаемый клиентом объем работ. Через некоторое время после начала деятельности, компания начинает расширяться, и такая возможность должна быть заложена в планах.
- Открываются с нуля. В этом случае разумно сконцентрироваться на предоставлении одной услуги и через некоторое время расширить список. Проблемой таких компаний является поиск клиентов.
Любой из предложенных вариантов развития имеет свои подводные камни, выбирайте стратегию, которая вам больше подходит.
Если разделить на отдельные шаги процедуру учреждения фирмы, то она будет выглядеть следующим образом:
- выбор названия фирмы, создание бренда;
- создание бизнес-плана;
- регистрация в налоговой;
- подготовка помещения для хранения оборудования и приема обращений от клиентов;
- закупка оборудования и инвентаря;
- подключение Интернета и телефонной связи;
- создание сайта;
- поиск клиентов;
- наем сотрудников;
- открытие офиса.
Лучше всего действовать по смежным шагам параллельно – это снизит затраты на аренду. Старайтесь экономить на начальном этапе. Но не стоит сокращать затраты на оборудование и персонал (в том случае, если вы не очень хорошо убираете помещения).
Выбор организационной формы и регистрация
Затраты на открытие фирмы необходимо учесть при расчете расходов. По этой причине предпринимателю необходимо заранее определиться с ее правовой формой. Это могут быть:
- индивидуальное предпринимательство;
- общество с ограниченной ответственностью.
У ООО больше возможностей для развития, но вся прибыль является собственностью общества, а бизнесмен лишь может получать зарплату. Уровень взносов для предпринимателя непомерно высок, но ведение отчетности его проще. Раньше большее количество начинающих бизнесменов выбирали ООО, но после введения закона об ответственности учредителя за долги предприятия своим имуществом предпринимательство стало привлекательнее.
Бизнес-план и его разделы
После того как вы выбрали форму собственности, понадобится подготовить документы для регистрации и составить бизнес-план. Его необходимо правильно оформить, так как он часто требуется в банках при запросе кредита на развитие бизнеса или в центре занятости для получения гранта. Когда вы составите бизнес-план компании, оказывающей клининговые услуги, у вас будет четкая стратегия для ведения бизнеса, в которой учтены все риски.
Оформление резюме
В первой части документа необходимо указать, что он описывает проект по развитию клининговой компании и город. Бизнесмен указывает себя в качестве руководителя проекта. В качестве целей можно указать:
- оказание населению услуг по уборке с использованием специального оборудования и химикатов;
- организация фирмы с высокой рентабельностью;
- получение прибыли от деятельности компании.
Сразу после резюме плана вам нужно расположить раздел, посвященный маркетингу. Предварительно вам понадобится исследовать рынок вашего города, чтобы понимать его потребности.
Целевая аудитория
Изменение экономической ситуации за предшествующие годы привело к тому, что основными клиентами клининговых компаний стали люди со средним достатком, мужчины и женщины в равных пропорциях. Такая тенденция сложилась из-за того, что доходы населения увеличились, а свободного времени у людей с таким достатком стало меньше. Востребованность услуг по уборке в больших городах растет в связи с увеличением темпа жизни.
При этом стоит помнить, что основным потребителем для таких компаний являются коммерческие организации. Многим предприятиям невыгодно держать собственную уборщицу, достаточно приглашать в офис профессионалов раз в несколько дней или полностью передать эту заботу на аутсорсинг.
В бизнес-плане распределение спроса выглядит так:
- ежедневная уборка придомовых территорий и помещений – 65%;
- дополнительные услуги и уборка после ЧП или мероприятий – 20%;
- мытье стекол, вывоз мусора и чистка снега – 10%.
Эти показатели нужно учитывать при формировании списка услуг. Не стоит в приоритет ставить непопулярное направление клининга.
Рекламная кампания
Несмотря на рост количества клининговых компаний на рынке, число потребителей за последние пару лет увеличилось несущественно. В таких условиях нужно обязательно провести рекламную кампанию. В бизнес-плане необходимо перечислить ее мероприятия:
- рассылка коммерческих предложений представителям организаций;
- создание сайта и его продвижение в Сети;
- размещение рекламы в прессе;
- создание логотипа, размещение его на визитках и форме сотрудников.
Стоит воспринимать свою фирму как бренд и продвигать ее, учитывая это. Ваша цель – привлечение клиентов и повышение узнаваемости компании на рынке. Запускать кампанию нужно еще до начала работы фирмы, а когда вы выйдете на уровень окупаемости, то в рекламу можно вкладывать меньшие суммы.
Преимущества перед конкурентами
Для бизнес-плана нужно обязательно провести аналитику конкурентов. В этом разделе вам необходимо сделать выборку фирм, а затем понять, почему они популярны у потребителей. Приведем стандартный образец выборки, характерный для крупных клининговых компаний:
- эксклюзивные услуги;
- привлекательная цена при хорошем качестве услуг;
- использование специальных чистящих средств, закупаемых напрямую у поставщиков;
- высокая квалификация сотрудников;
- применение современного оборудования.
Этот анализ позволит вам найти собственные преимущества, понять, что вы сможете сделать лучше конкурентов.
Какие услуги будет оказывать фирма
После анализа конкурентов необходимо найти идеальный набор услуг для вашей компании. Чаще всего бизнесмены указывают:
- ежедневная, еженедельная или разовая уборка коммерческих или жилых помещений;
- уход за разными типами напольных покрытий;
- химическая чистка ковров и обивки;
- мойка стекол и зеркальных поверхностей;
- приведение в порядок растений, комнатных и придомовых;
- уборка снега с крыш и тротуаров.
Этот список поможет вам составить бизнес-план. Его неплохо дополнить эксклюзивными предложениями, которые выделят вас среди других компаний. По мере развития можно подключать дополнительные направления. Пример: компания может заняться подбором домработниц.
Персонал
Как правило, на старте компании требуется только:
- менеджер;
- уборщица;
- кадровик.
При этом на первом этапе владелец способен самостоятельно заниматься подбором персонала и приемом заказов. По мере роста бизнеса на должности менеджера и рекрутера есть смысл нанять профессионалов. Создание сайта, ведение рекламной кампании и бухгалтерии можно передать на аутсорсинг.
Нельзя экономить только на уборщицах, ведь вы не хотите компенсировать заказчикам стоимость дорогой мебели или ковров, испорченных неумелыми работниками. При запуске компании достаточно нанять 3-5 человек. В бизнес-плане отразите их зарплату и должности.
Какое оборудование должно быть приобретено
Профессиональное оборудование повысит качество уборки. Стандартом считается следующий набор:
- плоская швабра для пола (моп);
- тележка для хранения и перевозки оборудования, бытовой химии;
- специальные салфетки для разных поверхностей;
- инструмент для мойки окон;
- скребок для удаления засохшей грязи;
- пылесос.
Если вы планируете заниматься уборкой в торговых и промышленных помещениях, то не обойтись без специальной машины, предназначенной для мытья полов. Ее стоимость велика, но она может сократить затраты на персонал. Технические характеристики этого оборудования стоит включить в бизнес-план.
Стадия реализации: календарный план
Календарный план – важная часть бизнес-плана для инвесторов и самого владельца. Обычно ее оформляют в виде таблицы по месяцам. Первый столбик представляет собой список стадий запуска фирмы, а в остальные озаглавлены месяцами. Мероприятия, проводимые в каждый временной период отмечаются в соответствующих столбиках знаками «+».
Для первого месяца работы бизнесмены обычно выбирают проведение рекламной кампании, регистрацию и оформление разрешений, заключение договора аренды помещения. Следующие 30 дней они занимаются рекламой, наймом персонала и закупкой оборудования. Старт работы клининговой фирмы назначают на 2-3-й месяц.
Расчеты затрат на открытие и ежемесячные расходы
Раздел бизнес-плана клининговой компании, касающийся финансовой стороны с расчетами, всегда изучается наиболее внимательно. Для запуска вам потребуется потратить средства на:
- стиральную машину;
- оборудование;
- форму для персонала;
- мебель и технику для офиса;
- оформление документации и канцелярию.
Тщательно подсчитайте расходы по каждому пункту, основываясь на текущие цены. Округлите расходы в большую сторону до сотен. Обязательно под списком затрат резюмируйте итоговую сумму. Эти деньги потребуются вам на запуск фирмы.
Расчет окупаемости
Аналогично сумме на запуск, нужно подсчитать ежемесячные затраты на ведение бизнеса. В список могут входить:
- аренда помещения;
- платежи за коммунальные услуги, телефонию, Интернет;
- зарплата сотрудников;
- оплата курсов повышения квалификации;
- закупка бытовой химии, канцелярии;
- реклама;
- ведение документации: почтовые расходы, затраты на обслуживание оргтехники.
В готовом варианте бизнес-плана сумма расходов должна быть увеличена на 5-10%, чтобы компенсировать непредвиденные затраты. При подсчете суммы надо также округлять, а зарплаты считать с учетом налогов и взносов в фонды.
Окупаемость проекта рассчитывается исходя из средних рыночных цен на услуги и ожидаемого уровня заказов. Для вычислений используйте данные конкурентов и статистики. Если из примерного дохода компании вычесть ежемесячные расходы, то вы получите чистую прибыль. Разделите изначальные затраты на ее сумму, и вы получите срок окупаемости.
Какие факторы риска нужно учитывать
Клининг принадлежит к сфере услуг с маржинальным доходом, поэтому на такой бизнес может действовать такой фактор риска, как повышение себестоимости уборки. Нивелировать такой риск можно только в том случае, если в стоимость услуги будет изначально заложена наценка на себестоимость.
Другие факторы риска у этого бизнеса встречаются чуть реже. К ним можно отнести:
- Открытие в городе прямых конкурентов. Это влечет за собой снижение цен, рост затрат на проработку маркетинговой стратегии и рекламы, потерю клиентов. Свести влияние этого фактора к нулю может создание программ лояльности, предложений для постоянных клиентов и заключение договоров на долговременное сотрудничество. Скидки по программе лояльности необходимо закладывать в раздел расходов.
- Низкая квалификация персонала. Последствиями являются проблемы с деловой репутацией, низкое качество предоставляемых услуг, снижение их продаж, высокая конкуренция. Уже в поле ежемесячных расходов заложены затраты на обучение сотрудников, их нельзя сокращать. Многие считают, что уборка помещений – это низкоквалифицированный труд, но это не так. Важно не только тщательно отбирать персонал, но и давать ему новые знания, использовать мотивацию.
- Сезонность. Этого фактора реально избежать, если не ставить в приоритет услуги, спрос на которые повышается в зависимости от времени года. Во время слабой загрузки заказами можно активировать акционные предложения, полезные для клиентов.
Приобретайте только качественную технику и меняйте ее вскоре после завершения гарантийного срока, чтобы избежать затрат на ремонт. Постоянно следите за своим бизнесом, чтобы не упустить время на стабилизацию при кризисной ситуации.