Кадры решают все. Особенно это касается предпринимательства начинающих бизнесменов, которые работают без привлечения дополнительного персонала. В таком случае добиться молниеносного успеха в деле будет сложно. Более продуманный ИП обязан нанять сотрудников для предпринимательства.

Индивидуальное предпринимательство: нанять сотрудников для фирмы

Прежде чем приступить к изучению вопроса, имеет право ИП нанимать работников или нет, нужно разобраться, что собой представляет понятие «индивидуальный предприниматель», или сокращенно ИП (в прошлом использовалась форма ЧП). Данная персона является физическим лицом, которое имеет государственную регистрацию в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Ко всем ИП применяются законы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Далее следует разобраться, имеет ли право ИП оформить трудовые отношения с работниками. Ясно, что индивидуальный предприниматель может вести трудовую деятельность, однако далеко не все знают, может ли он нанимать рабочих в неограниченном количестве. А ведь один из этапов развития успешного бизнеса – это увеличение штата кадров. Для ИП наиболее выгодным вариантом будет совершение сделок с фирмами, которые оказывают услуги. Таким образом, бизнесмен имеет право нанять специалистов в большем количестве. Представители организаций в таком случае сами за себя будут оплачивать налоги. А вот если сам ИП наймет новых сотрудников, то он обязан заключить с ними договоры, в том числе оформить по трудовой книжке и регулярно вносить данные о них в отчетность перед налоговой. При этом существует так называемая градация рабочих мест.

Читайте также:Как начальнику эффективно мотивировать новых сотрудников

Оформления трудового договора: какие существуют количественные ограничения

Раскрытие вопроса о праве ИП нанимать работников продолжается темой ограничений по количеству работников. В целом количеством персонала является среднесписочный показатель численности рабочих, за каждого из которых бизнесмен отчитывается в соответствующие органы. Обратите внимание, что в отчетности идут все сотрудники. То есть те, кто:

  • работает полный день;
  • трудится по совместительству;
  • неполный день.

Существуют также условия, которые касаются численности персонала. Так, в обязанности предпринимателей входит заключение трудовых договоров с наименьшим количеством людей, только в случае работы ИП по патенту. Согласно закону, такой бизнесмен может принять на работу не больше пяти специалистов. А вот ИП, зарегистрированные в органах как небольшие фирмы, имеют право взять в штат до сотни человек. Такое же количество персонала могут нанять предприятия, функционирующие по ЕНВД. Если же предприниматель одобрил заявление о приеме на работу от 101 работника, то государство моментально способно лишить его статуса «небольшой компании» и перевести в категорию «среднего бизнеса».

Вместе с этим изменяются и налоговые ставки. Категория среднего бизнеса позволяет владельцам организации брать на работу до 250 работников. И снова, если ИП превышает этот показатель, то компания получает статус «крупной организации», а также новые налоговые ставки. Эти принципы работы закона очень просты, однако если вы нуждаетесь в помощи и советах, то в этой плоскости можно получить даже бесплатные консультации, например, в Интернете.

Правило найма персонала и статус работодателя

Как мы уже знаем, бизнес-деятельность на патенте позволяет нанимать в штат фирмы до 5 работников. При этом рабочие часы персонала можно не вносить в отчетность. После заключения договоров с сотрудниками у ИП автоматически меняется статус. Теперь он работодатель, который подчиняется Гражданскому кодексу и закону о труде. Нанятые граждане переходят в статус работников после того, как приступают к деятельности. Однако каждый из них должен иметь трудовой договор.

Обратите внимание, ИП обязуется оформить регистрацию в Пенсионном фонде в рамках 30 дней после оформления контракта с первым сотрудником. В случае если специалиста не берут в штат по трудовому соглашению, бизнесмен по закону должен проинформировать ПФ в рамках десяти дней с момента подписания документа в фирме соцстраха.

Как происходит подписание соглашения с будущими сотрудниками

Процедура заключения рабочих отношений с ИП подразумевает написание будущим сотрудником заявления, в нем специалист просит взять его в штат на ту или иную вакансию. Заявление является основой для официального заключения договора с претендентом. ИП публикует приказ о приеме физического лица на должность, опираясь на пункты Трудового кодекса РФ. Персонал может приниматься по трудовой книжке, которую он предоставляет в отдел кадров. Что в нее будет вписано:

  • день, число и год первого дня работы человека;
  • название должности;
  • номер приказа и статьи.

Документ при этом остается у работодателя. Также должно быть заполнено личное дело сотрудника. Человеку рассказывают о правилах компании, ему отдается бумажная версия, одна копия из которых подписывается. Сотрудник вписывается в обязательный график отпускных периодов и в штатное расписание работы. По Трудовому кодексу, работника должны ознакомить с правилами техники безопасности. Этот документ он также подкрепляет подписью.

Заключение трудовых договоров с сотрудниками обязательная часть рабочих отношений. Сам контракт имеет стандартную форму, при этом перед его подписанием стороны могут изменять его пункты по взаимному согласию. Соглашения обязано быть оформлено в трех экземплярах:

  • один вариант должен быть отдан работнику, которого взяли на должность;
  • второй остается на хранении у работодателя;
  • третий экземпляр отправляется в центр занятости.

При этом трудовое соглашение работодатель должен оформить даже на период испытательного срока. Это все вносится в документ. Параллельно с основным трудовым контактом компания и новый сотрудник могут составить дополнительные договоры о материальной ответственности, о неразглашении финансовой тайны организации и тому подобное.